ШКОЛА – ТЕАТР
Наброски концепции
Взобраться на высокую
вершину не так-то просто.
Далеко не каждый готов
поверить, что вершина есть.
Валентин Сидоров - «Стихи-медитации»
Школа-театр - это не театральная
школа. Шекспир утверждал, что жизнь есть театр, а люди - актеры. А через
столетие другой гений провозгласил: «Что наша жизнь? Игра!»
Школа-театр
- это школа жизни.
Волки, понюхав Маугли,
в ужасе воскликнули: «Человеческий детеныш!» И они были правы: судьба человека
- это не для всех. Это удел избранных. Чтобы быть человеком, нужно, в первую
очередь, иметь великое мужество. И если человеческий детеныш не получает с
детства человеческого воспитания и образования (образ человека), то он, к
сожалению, даже зверем не становится, а становится скотиной - безмозглой,
жестокой, агрессивной, жадной, ленивой. И этому не помеха знание языков и
работа на компьютере. В этом легко убедиться, посмотрев вокруг себя и «в
телевизор».
Первое
слагаемое
в общей системе воспитания и обучения детей в «Школе-театре» - это здоровье. В общественной
организации «AVE» детально
разработана программа и методика «Искусство жить, не болея».
Несколько поколений детей выросли без таблеток и операций, не знающих, что
такое поликлиники и больницы. В основе «Искусства жить, не болея»
лежит сплав мирового опыта здорового образа жизни: русской «ивановской»
системы, индийской йоги, китайского ушу, психоэнергетики
цигун.
*****
В начальный период (детство, «Путь к
себе», с 5 до 12 лет) в работе над традиционным набором учебных дисциплин важно
правильно расставить «акценты». Постоянно помнить, что ребенок, его личность, его
неповторимая индивидуальность есть не средство, а цель. Не нужно пытаться делать из ребенка
математика, физика, музыканта, актера и т. д. А нужно средствами математики,
физики, музыки и всеми остальными учебными дисциплинами раскрывать его
неповторимость, его природные задатки. Экзюпери говорил, что «в
каждом ребенке живет Моцарт», в каждом человеке заложена Искра Божия, и важно в
детстве не потушить ее. Педагог должен быть озабочен не столько тем, как освоит
ученик учебную программу, а тем, как занятия данным направлением науки или
искусства могут быть полезны для самореализации, раскрытия потенциальных
возможностей данного ученика. Педагогика сотрудничества, живой интерес учителя
и ученика в процессе восхождения по дороге Знания и, наконец, светящиеся
глаза ребенка - главный и постоянный показатель эффективности педагогического
процесса.
Потухшие глаза, равнодушный взгляд ученика
никогда не оправдывали и не оправдывают никакие благие намерения учителя!..
*****
Очень важен и должен быть основополагающим
целостный подход в системе образования ребенка, в противовес господствующей в
настоящее время фрагментарности мышления общества. Известна притча, как трое
слепых подошли к слону и начали выяснять, что это такое. Один щупал ногу и
утверждал, что это столб. Другой шарил по животу и доказывал, что это стена. А
третий ухватился за хобот и кричал о летающей змее.
В природе нет математики, физики, химии,
музыки и т. д. А есть математическое, физическое, химическое, музыкальное
проявление Целого (Природы, Бога). Фрагментарность мышления человечества есть
одна из основных причин наступившей сейчас экологической катастрофы, когда
ученые и техники являются главными могильщиками жизни на Земле («Калейдоскопический
идиотизм»).
На самом деле есть всего две учебные
дисциплины, достойные усердного изучения с детства. Это природоведение и человековедение. Все остальные науки и искусства есть
частные случаи от этих двух «корней». К концу школы в сознании ученика эти две
«параллельные линии» должны начать пересекаться, и вступающий во взрослую жизнь
человек должен осмыслить, что макрокосмос и микрокосмос - это не два, а
продолжение одного в другое. И только тогда человек начнет понимать, что имел в
виду английский поэт, когда писал о том, что человек - это не остров, а каждый
- часть суши. И поэтому не спрашивай: «По
ком звонит колокол?» Он звонит по
тебе!
*****
«Школа-театр»
- это значит увлекательная ИГРА. А что
такое игра? Игра - это живое творчество. А кто высший творец? Тот, по чьему
образу и подобию человек проектировался - Великий
Архитектор. Но чтобы воплотить этот проект в жизнь, нужна еще огромная
работа прорабов - учителей и родителей.
К сожалению, сегодня главная трудность не
в самой этой работе, а в том, чтобы люди поняли, что эта работа необходима,
что, именно, отсутствие этой работы привело человечество к экологической
катастрофе. Все остальные беды идут только от этого. Экология человека - экология планеты.
*****
Воспитание и обучение в «школе-театре»,
игре роли человека, многообразно. Человек - это папа и мама; это брат и сестра;
это друг и подруга. Это работник. Это гражданин! Ведь поэтом можно не быть, a
от этого куда денешься. Кстати, а вы можете вспомнить, что вас кто-то обучал,
как играть в жизненном спектакле эти роли? Если нет, то чему же вас тогда учили
в школе-то? Может быть, учили любви? Ведь Бог есть любовь! И человек,
излучающий любовь на все окружающее - это высшая роль выпускного спектакля
школы, только и достойная АТТЕСТАТА
ЗРЕЛОСТИ.
В нашей Школе выработаны законы, которые
применимы и любой жизненной ситуации.
Вот
основные из них:
«Если без радости, то зачем?»
«Учение - свет, только если оно в радость»
«Радость - высшая мудрость»
«Всегда радуйся!»
«Светящиеся глаза ребенка - главный и единственный показатель
эффективности педагогического процесса».
«Детей воспитывать очень просто: развивай у себя те качества,
которых у них не хватает, и убирай у себя то, что у них проявляется
чрезмерно...»
Каждый человек - уникален, неповторим. Он
обладает талантами и задатками, которых нет ни у кого из живших когда-либо на Земле.
Главная задача педагога - дать проявиться этим задаткам. А все учебные
дисциплины и занятия - лишь средство для раскрытия индивидуальности ребенка.
Природная
предрасположенность
к тому или иному
виду деятельности
Один ребенок рожден с задатками олимпийского
чемпиона, другой одарен музыкально, а третий вырастет механиком. В процессе
обучения важно выявить тип человека, его природные склонности и предоставить
возможность для развития сильных сторон ребенка.
В то же время нужно помнить, что каждому
ребенку, независимо от его природных способностей, следует дать всестороннее
развитие.
По словам Г. Домана, все способности человека тесно
увязаны между собой, подобно звеньям одной цепи. И если мы развиваем «разные
звенья», то в движение приходит вся цепь. Так, к примеру, развитие музыкальных
способностей у потенциального спортсмена может улучшить и спортивные
результаты.
Предназначение
Каждый из нас приходит в этот мир со своей
миссией, со своей уникальной жизненной задачей. Если человек выполняет эту задачу,
то развиваются и его способности. Более того, способности появляются и
проявляются в той мере, в какой этого требует выполнение жизненного
предназначения.
Родители не знают, в чем состоит
предназначение их чада. Не знают этого и педагоги. Знает только сам ребенок. Но
знание — это внутри, оно сокрыто.
Самая главная задача воспитания - дать
возможность проявиться предназначению человека.
И потому от педагогов и родителей
требуется большая осторожность и прозорливость - ведь мы все воспитываем «по
своему образу и подобию», затягиваем ребенка в свою «проторенную колею», тем
самым сбивая в прямом смысле слова с «пути истинного» - истинного, уникального
и единственного для каждого человека.
Иванов
П.К.
говорил, что у каждого из нас есть в Природе свое место. Никто другой не может
занять это место, никто не может выполнить работу, предназначенную для нас
судьбой. И, если мы не занимаем своего места, не выполняем своего
Предназначения, то зачем же была жизнь?
И не в том ли миссия педагога, чтобы
помочь ученикам отыскать свой Путь?..
Целостный подход
ЗАКОН ШКОЛЫ: «Наше Я часть Целого.
Каждое действие соизмеряй с Целым».
Формула Рудольфа
Штейнера:
Ученик
на уроке должен не учиться, а жить. Это реализуется лишь в том случае, если
педагог на уроке не работает, а живет. Ведь огонь возгорается только от огня...
Но жизненный акт нельзя расчленить на
компоненты физический, эстетический, интеллектуальный. Так и педагогический
процесс расчленить на физическое воспитание, эстетическое и интеллектуальное
можно лишь условно.
ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ЗАКОН ШКОЛЫ:
«Мы делаем гимнастику не потому, что это
полезно, а потому, что это приятно».
Обязателен положительный эмоциональный
настрой во время физических упражнений, прогулки, любых оздоровительных
мероприятий (как, впрочем, и в любой иной деятельности).
Любое движение внешнее (телесное) должно
быть следствием движения внутреннего (душевного, психического). Необходимо учиться
«видеть», ощущать, осознавать и направлять потоки внутренней психической
энергии. Если следовать внутренним психоэнергетическим потокам, то все движения
внешние будут происходить легко, без насилия и будут доставлять удовольствие.
Именно так двигается здоровый малыш. И задача педагогов и родителей - суметь
сохранить и развить это природное свойство.
«Будь
радостен - и отпадут усилья, необходимость волевых толчков»
(Валентин
Сидоров)
Направления работы
• Освоение
теории и практики здорового образа жизни («Искусство жить здоровым»).
• Непосредственно
физическое развитие.
Оба направления тесно связаны,
взаимообусловлены и не могут существовать одно без другого.
Теория и практика
науки и искусства - жить здоровым
Теоретические основы
здорового образа жизни
(Основные темы)
Изучение теории происходит одновременно с
практическим освоением «Искусства жить здоровым».
Теоретический курс
делится на два раздела
1. О
причинах болезней.
2. Очищение
и оздоровление организма.
О причинах
болезней
Современная медицина изучает болезни физического тела. Но человек
не есть только плоть. Болезни тела физического есть следствие процессов,
зародившихся в духовной и эмоциональной сфере человека. «Все болезни - от
нервов», - фраза эта известна давно, но никак не используется в современной
медицине. Все усилия врачей направлены на устранение физических проявлений,
симптомов болезни. Причину же заболевания ни таблеткой, ни операцией, ни экстрасенсорным
воздействием устранить нельзя.
Современная диагностика. Медицина сегодня оснащена сложнейшей
диагностической аппаратурой, используются компьютерные технологии. Но все
исследования проводятся на уровне физического тела, диагностируются физические
симптомы болезни. Выявляется патология в том или ином органе человеческого
тела. Следует помнить, что организм един, и болезнь охватывает весь организм,
значит, и патологические процессы будут в той или иной степени во всех органах
физического тела (а также в гак называемых «тонких» телах, где и берут истоки
все наши недомогания).
Правильный диагноз - не «что болит», а «почему».
Загрязнение организма шлаками и паразитами - единая причина всех
болезней. Шлаки и паразиты - «грязь» в широком смысле этого слова - может быть
разных видов. Это наши заблуждения, догмы, которыми заполнена наша голова («паразиты
сознания»). Это негативные эмоции. Это события, действия, в которые мы
оказываемся ввергнутыми, но в которых лучше было бы не участвовать. Это
ненужная, а зачастую откровенно разрушительная информация, которая постоянно
вливается в нас с телеэкранов, из радиоприемников, со страниц газет. Это
«выделения» цивилизации - разнообразные химические вещества, загрязнившие
воздух, воду, почву. Это, наконец, огромное количество живых существ -
микробов, червей, грибов, простейших и продуктов их жизнедеятельности, которые
постоянно живут в нашем физическом теле.
Биологический смысл воспаления. Хроническая болезнь и
целительный кризис (обострение). Понятие о болезни как об оздоровительном
процессе в организме.
Организм человека создан «по
образу и подобию Божьему», он наделен колоссальным запасом жизненных сил,
обладает удивительной системой самоочищения, саморегуляции,
самоисцеления от недугов - душевных и физических.
Почему же мы болеем?
В нашем организме существуют
и действуют постоянно выделительные системы - они выводят шлаки, поступающие в
организм извне и образующиеся в результате его жизнедеятельности. Однако работы
выделительных систем в современных условиях оказывается явно недостаточно.
Поэтому организм нуждается в дополнительном выведении шлаков - иначе под
угрозой оказывается его дальнейшее существование.
Природой предусмотрен механизм такого очищения.
Течение жизненных процессов
в организме
можно условно разделить на
два периода.
Первый период - скрытый, или инкубационный.
В это время в организме накапливаются шлаки и размножаются паразиты.
Второй период - острый, то, что мы
обычно называем болезнью. В это время выводятся шлаки и погибают паразиты. В
основе любой болезни лежит воспаление - организм исторгает слизь, гной, пот,
повышается температура, многократно ускоряются обменные процессы. Инкубационный
период переходит в острый в результате какого-либо внешнего или внутреннего
воздействия - его называют вызывающий момент. Это может быть стресс,
переутомление, воздействие холода, положительные эмоции и т.д.
Биологический смысл воспаления - очищение организма от шлаков и
паразитов. Это оздоровительный, целительный процесс. Между тем все усилия
современной медицины направлены именно на борьбу с воспалением. В результате
приема противовоспалительных препаратов очищение организма прекращается,
разрушается иммунная система, само лекарство еще больше загрязняет организм,
появляются новые формы микроорганизмов. Причина болезни загрязнение - не
устранена. И через некоторое время организм предпринимает новую попытку
очиститься - начинается новое воспаление, как правило, еще более сильное. Его
вновь сбивают приемом препаратов, и так повторяется многократно. В результате
возникает хроническое воспаление - организм очищается почти незаметно, но
постоянно (невысокая температура, небольшой насморк, незначительная потливость
и т.д.).
Как вылечить хроническую болезнь? Нужно перевести хронический,
вялотекущий процесс в острый - тогда произойдет мощное очищение организма.
Возникает вопрос: неужели мы и наши дети обречены на болезни, и
нет иного способа выводить шлаки из организма?
Существуют
специальные методики, позволяющие проводить предупредительное очищение
организма.
Очищение
организма, оздоровление его органов и систем
• Очищение
кишечника. Нормализация работы кишечника.
• Очищение
мочеполовой системы.
• Очищение
кожи.
• Очищение
дыхательной системы. Знакомство с методами Бутейко, Стрельниковой и другими
системами органов дыхания.
• Лечебное
голодание.
• Понятие
о разумном питании. Различные системы: сыроедение,
раздельное питание, вегетарианство, макробиотика и
другие. Питание в широком смысле слова - пиша для
духа, души, тела.
• Траволечение. Соколечение.
• Целебное
воздействие холода на организм. Закаливание. Моржевание.
Системы Иванова П.К., Кнейпа С.
• Экологическое
воспитание. Общение с Природой.
• Противопаразитарные
чистки. Очищение от паразитов сознания, души и тела.
• Понятие
о патогенном и саногенном мышлении.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
ОСВОЕНИЕ КУРСА
·
Гигиена и очищение |
подбираются |
·
Комплексы упражнений |
|
·
Оздоровительные практики |
индивидуально |
Оздоровительная система для каждой семьи
составляется на приеме у врача Центра.
ФИЗИЧЕСКИЕ
УПРАЖНЕНИЯ
Своевременность
начала занятий.
Следовало бы, уже беременной женщине, не «вылеживать»
ребенка на больничной койке, а вынашивать,
позволяя ощущать радость движений, оздоравливать и
себя, и дитя во чреве своем... К сожалению, такое случается не часто. Нам, как
правило, приходится иметь дело с семьями, где, уже через несколько месяцев
после рождения ребенка, не только многое упущено, но и нанесен вред здоровью
малыша.
Умеренность
и постепенность.
Родители, узнав о том, что они упустили время, порой начинают слишком
интенсивно заниматься с ребенком различными упражнениями.
Начинать занятия следует осторожно,
внимательно наблюдая за реакцией малыша. Обязательное условие - обоюдное
удовольствие всех участников занятия. Нужно помнить, что главный показатель эффективности педагогического
процесса - радость в глазах малыша!
ЗАКОН ШКОЛЫ:
«Лечит только малая доза,
средняя доза угнетает,
а большая - разрушает».
Задача родителей - подобрать целебную, оздоровительную
дозу для своего ребенка. Как не ошибиться? В этом поможет следующее правило:
ЗАКОН ШКОЛЫ:
«Лучше меньше, чем больше;
лучше медленнее, чем быстрее;
обязателен сиюминутный положительный
эффект
(хорошо должно быть сразу)».
Если вы закончили занятие, когда ребенку
хочется позаниматься еще, то у малыша останется интерес, желание - и в
следующий раз он охотно возобновит занятия.
НАПОМИНАЕМ, - ЭТОГО ПРИНЦИПА СЛЕДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ
ЛЮБЫХ ЗАНЯТИЙ.
Упражнения не должны требовать чрезмерных
усилий от ребенка. Все люди - и дети в том числе - делают с удовольствием лишь
то, что им дается легко, и избегают трудного.
ЗАКОН ШКОЛЫ:
«Завышение программы - первый признак
непрофессионализма педагога. Если ученикам трудно - виноват учитель.
Минимальный шаг программы - основа
успешного урока».
Гимнастика с малышом требует участия мамы.
Распространенная проблема: мама занимается с ребенком, насилуя себя. Ей тяжело,
болит спина, она боится уронить дитя и т.д. Пользы от таких занятий нет. Маме трудно
заметить свое физическое напряжение, утомление, зажатость, искусственность.
Задача преподавателя - научить видеть внутреннее состояние, психоэнергетику
движения.
Другой вариант: мама начинает тормошить
малыша, когда он этого не хочет.
Ребенок любого возраста должен как можно
больше времени проводить на свежем воздухе. По возможности физические
упражнения нужно проводить на улице, хорошо бы «в экологически чистом месте» -
вдали от городских выхлопов. В комнате, где находится ребенок, постоянно должно
быть открыто окно, зимой хотя бы форточка. Во время физических упражнений окно
нужно открыть пошире.
«Яблоко от яблони...» «От
дурного семени не жди доброго племени». Если взрослые в семье ведут
малоподвижный образ жизни, если их постоянно раздражает неугомонность ребенка,
то и малыш вскоре потеряет свою природную живость. К сожалению, большинство
матерей находятся далеко не в лучшей физической форме...
Непременное условие
физического развития ребенка физическая активность мамы.
ЗАКОН ШКОЛЫ:
«Личный пример не только лучший,
но и единственный аргумент в воспитании.
(Детей воспитывать очень просто:
развивай у себя те качества, которых у
них не хватает,
и убирай у себя то, что у них
проявляется чрезмерно...)»
МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО
ГОДА ЖИЗНИ
Г. Доман говорит о том, что только человек кладет своего
детеныша в «позу поверженного» и фиксирует в ней. С первых дней жизни он
рекомендует предоставить ребенку свободу движений, положить малыша на живот и
дать возможность ползать.
Бэби-йога. Система
гимнастических упражнений с первых дней жизни. Оказывается, что новорожденный
младенец в состоянии выполнять сложнейшие йогические
позы, он умеет это от рождения. Задача родителей - сохранить и развить
природные свойства.
Плавание с первых дней
жизни (И. Чарковский
и др.). Ребенок рождается умеющим плавать. (Подробнее о плавании см. ниже).
Массаж. Обучение
родителей технике массажа. Психоэнергетика
прикосновений.
Ползание – с первых дней
жизни и до того момента, как ребенок начнет ходить - главный способ его
самостоятельного передвижения. Кроме того, во время ползания на четвереньках
координируется работа двух полушарий головного мозга. Хорошо бы сохранить это
упражнение и в более старшем возрасте, когда ребенок начнет ходить.
Мануальный
интеллект (Г. Доман). Развитие
хватательных функций руки связано напрямую с развитием мозга. Схватывание
игрушек, колец, палочек, пальцев родителей. Ребенок может без труда удерживать
вес своего тела.
ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПОСЛЕ ГОДА
Ребенок начинает ходить. Это этап в
развитии человека, затрагивающий все пространства его жизни - разума, души и
тела. Маме должно понимать, что ее малыш не просто приобрел новые физические
навыки, в его мировосприятии произошел переворот, огромное событие, которое
открывает совершенно новые возможности постижения мира. Родителям следует
предоставить возможности ребенку ходить, обеспечить безопасность малыша,
удобство и комфорт передвижения (подчас все дело портят неловкие туфли и
тяжелая одежда).
Ходьба
Ходьба - само по себе замечательное и
долгожданное упражнение для ребенка. Ходьба дома по комнате, на улице, по
ровной дороге, но пересеченной местности. Постепенно, длительность прогулок,
желательно, увеличивать.
Бег
Освоив ходьбу, дети быстро переходят на бег,
и начинают носиться без устали. Задача родителей - поддержать природную тягу к
движению. Построить режим дня так, чтобы ребенок мог находиться на свежем
воздухе несколько часов в день, чтобы у него была возможность бегать,
преодолевать препятствия, свободно двигаться так, как ему захочется, чтобы его
движений не стесняли излишние запреты, неудобная одежда и т.п.
• Подвижные
игры, «догонялки», игры с преодолением препятствий.
• Катание
на лыжах, коньках, санках.
• Велосипед,
ролики, скейт и т.д.
• Прыжки
- на месте, на одной и двух ногах. Прыжки с возвышения, прыжки через скакалку.
Подвижные игры с использованием прыжков.
Игры с мячом
Игры с мячом развивают концентрацию
внимания, «мануальный интеллект», подвижность, ловкость. Игры с мячом
доставляют огромную радость детям, дают возможность играть в команде.
Мячи должны быть различного размера и
веса. Для занятий в комнате подойдут легкие (чтобы ничего не разбить), для игры
на улице - любые. Хорошо использовать спортивные мячи волейбольный, футбольный,
теннисные (большой и малый), баскетбольный. В дальнейшем дети легко перейдут к
освоению игровых видов спорта.
Рекомендуется развивать обе стороны тела
(бросать и ловить правой и левой рукой, во время игры в футбол - развивать
правую и левую ногу).
Гимнастика
Здоровый ребенок подвижен, его тело само
постоянно находит удобное положение, все его движения спонтанны, естественны и
гармоничны.
Гимнастика - это удовлетворение природной
потребности в движении, «мышечного голода».
Дети получают огромное удовольствие от
физических упражнений (если, конечно, родители не принуждают их к занятиям и не
дают слишком сложных заданий).
Преподавателям и родителям необходимо постоянно помнить, что все
упражнения должны выполняться не механически, а осознанно, с целостным включением
ума, положительных эмоций и тела. Только при таком подходе к занятиям
гимнастикой КАЖДОЕ ДВИЖЕНИЕ БУДЕТ ДВИЖЕНИЕМ К ЗДОРОВЬЮ.
Упражнении на
развитие гибкости
Каждый ребенок от рождения обладает
поразительной гибкостью, которая утрачивается уже к трем годам. Задача мамы -
сохранить и развить пластичность тела малыша.
Игра в животных
Ребенок с легкостью и удовольствием
копирует животных. Малыш «входит в состояние» зверя, птицы, насекомого и обретает
его свойства. Эта игра очень важна не только для физического развития, но и для
понимания мира.
Развитие ловкости,
силы и выносливости
Детский спортивный комплекс: турник,
кольца, канат, шведская стенка, трапеция. Желательно, чтобы такой домашний
стадион был у малыша в комнате.
Плавание
Тот факт, что дети рождаются умеющими
плавать, ныне стал общеизвестным. Доказано, что плавание в грудном возрасте
оказывает чрезвычайно благотворное влияние на ребенка, способствует его
развитию. Во всем мире накоплен огромный опыт по обучению плаванию младенцев.
Существует методика родов в воду. В России идеи водных родов и обучения грудных
детей плаванию разрабатывал И. Чарковский. Его воспитанники являют миру поистине
удивительные результаты.
Теперь и в Самаре появились бассейны для
малышей. Существует два типа бассейнов: в одних занятия проводятся вместе с
мамой, которая тоже находится в воде и выполняет все упражнения с ребенком
сама. В других бассейнах мама стоит рядом - на суше, а ребенок находится в воде
один, причем поддерживает его и проводит занятия инструктор. По нашему
убеждению, первый вариант значительно лучше - мы бы не советовали отдавать
малыша в руки «чужой тете». Ребенок может напугаться, почувствовать дискомфорт
и это навсегда отвратит его от плавания.
В летнее время - купание в открытых
водоемах.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Прежде чем начать обучать ребенка, тем или
иным наукам, стоит задуматься над вопросом: а что же такое интеллектуальное воспитание?
В основе традиционного образования - от детского
сада до вуза - лежит накопление определенных сведений об окружающем мире.
Человек уподобляется компьютеру, который постепенно «загружается» информацией,
готовыми правилами, формулами, суждениями, навыками. «Калейдоскопическим
идиотизмом» назвал это явление современный идеолог К. Петров. Школа не учит мыслить, а формирует так называемый
рассудочный тип мышления, основанный на сборе уже готовой информации.
Дусавицкий
А.К.:
«Штамп
хорош для стальной болванки, а не для человека».
Однако есть иной тип мышления - и он
изначально присутствует в человеческой природе. Это постижение сути явлений,
умение находить самому путь решения задачи (собственно говоря, это и есть разум
- то свойство homo sapiens,
которое должно отличать деятельность человека от рефлекторной деятельности
животного).
Изначально, любой ребенок чрезвычайно
любознателен. Его познавательный интерес совершенно бескорыстен (он не
нуждается в отметке или одобрении), ребенок ведет себя как исследователь. Он
непременно хочет добраться до сути всего, что его окружает. Эту врожденную
способность нужно сохранить и развить.
И вот здесь, как раз, и
кроется главная трудность: вся система образования основана на освоении
алгоритмов, навыков: «Это делается так...» Происходит, в буквальном смысле, «зомбирование» ученика - все свои дальнейшие действия он
будет выстраивать сообразно усвоенным алгоритмам. Поиск СОБСТВЕННОГО решения
проблемы, практически, сводится к нулю, выучивать чужие правила становится
неинтересно - и пропадает интерес к познанию.
Мы
ставим задачу: не убить дух Исследователя, не погасить живой интерес и
природную любознательность. Мы отдаем себе отчет в том, что и педагоги, и
родители воспитаны в «обычной» школе и, до мозга костей, «прозомбированы»
всевозможными алгоритмами...
Но, «мысль
о возможности - открытый путь...».
И мы готовы искать пути и методики,
которые позволят педагогам, родителям и детям работать творчески, не гася живой
интерес ребенка к познанию, а пробуждая и усиливая его.
Наша задача - поиск и разработка
эвристических методик образования.
Желательно, давать детям такие задания,
которые они не могут решить известными им способами, не давать готовых правил. Ребенка
нужно провести через все препятствия научного поиска. Хорошо, если наш ученик
сможет в сжатой форме повторить открытия людей, предшествовавших поколений,
ощутить рождение человеческой мысли.
«Знаю
- значит гораздо больше, чем помню наизусть».
Стоит напомнить о необходимости
творческого подхода к каждому ребенку, к каждой педагогической задаче, к
каждому моменту урока, жизни...
В группах альтернативного воспитания
применяются методики Н.Л. Зайцева и Г. Домана для
обучения математике и чтению.
Эти методики, хотя и используют изучение
алгоритмов, оставляют значительный простор для творчества. Каждый урок нужно
проводить так, чтобы у ребенка была возможность самостоятельного поиска решения
предлагаемой учебной задачи.
ЗАКОН ШКОЛЫ: «Не ставь ответа
впереди вопроса».
Процесс обучения нужно строить так, чтобы
ребенок сам шел к знаниям. Следует развивать интерес к познанию мира.
Особое внимание уделяется развитию обеих рук - во всех действиях
- будь то игра, рисование, письмо или бытовая деятельность.
В настоящее время ученые установили, что у
взрослого человека правое и левое полушария головного мозга работают не
согласовано, включаются, по очереди, подобно мигающим лампочкам. Это порождает
массу проблем и мешает человеку реализовать свой природный потенциал.
У маленького ребенка полушария работают
согласованно, для него нет принципиальной разницы - какой рукой есть, брать
предметы и т.д. В процессе воспитания очень важно сохранить это природное
свойство и развить его - дать возможность ребенку научиться работать одинаково
легко обеими руками. Тогда и не будет разрушена связь между полушариями. Кстати
говоря, давно известно: чтобы стать настоящим мастером в какой-либо профессии,
нужно одинаково хорошо владеть обеими руками.
Кроме того, весь современный мир - это мир
правшей. Мы придерживаемся мнения, что всеобщая праворукость вовсе не является
врожденной, а индуцируется у малыша окружающими людьми. С правой рукой связано
левое полушарие головного мозга. Оно отвечает за постижение мира путем анализа,
выявления причинно-следственных связей. Таким образом, у правшей доминирует
левое полушарие. Правое же полушарие оказывается неразвитым, невостребованным.
А ведь именно оно отвечает за художественное, целостное восприятие мира.
Особенно важно, на наш взгляд, развитие
левой руки в воспитании девочек. Ведь если мужчина «правый», то женщине должно
быть «левой», умеющей во всяком жизненном проявлении найти гармонию, красоту,
лад. И не в том ли корень проблем современной цивилизации, что выросло
несколько поколений «правых» женщин, с аналитическим складом ума и умением
«алгеброй поверять гармонию»?
Развивающие
игры:
развитие сообразительности, умения нестандартно мыслить, игры на развитие
логического мышления. Эвристический подход.
По мере взросления ребенка добавляются
направления:
• Приемы
скорочтения и рациональной обработки текста.
• Развитие
памяти.
• Воспитание
концентрации внимания.
• Изучение
художественной литературы, шедевров мировой кинематографии, слушание записей
мастеров художественного слова.
Зайцев
Н. Л.
пишет: «Ни строчки дряни!» По словам
Д. Кабалевского,
необходимо не ограждать ребенка от пошлости, а
воспитывать иммунитет ко всем низкопробным, малохудожественным произведениям.
Причем в наши дни такое воспитание приобретает особое значение - ведь нет ныне
никакой цензуры, которая хотя бы ограничивала потоки «грязи», льющиеся из
радиоприемников, со страниц книг и журналов, с экрана телевизора.
• Изучение
русского языка. Развитие речи - умение изложить свои мысли устно и на бумаге
(сочинение, изложение, стихосложение).
• Изучение
наук - сообразно интересам ребенка, особенностям его личности, способностям.
КОМПЬЮТЕР
В первые годы жизни ребенка компьютер
окажет неоценимую помощь матери - в изготовлении пособий по Доману, составлении книг и т.п.
Практика показывает, что нынешние дети
готовы к работе на компьютере, примерно с двух лет.
НАПРАВЛЕНИЯ
РАБОТЫ:
• Компьютер
- блокнот и авторучка современного делового человека. Умение набирать текст -
на русском и английском (для начала!). Если
обучение каллиграфии - дело долгое и кропотливое, то кнопку нажать - проще
некуда!
• Развивающие
игры: освоение счета, грамоты, развитие реакции,
сообразительности, логического мышления.
• Программа
общеобразовательной школы - учиться с помощью компьютера легче, быстрее и
несоизмеримо интереснее.
• Навыки
работы на компьютере.
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Хорошо
было бы освоить несколько иностранных языков... Но это, пока, для нас
«непозволительная роскошь».
В наши дни международным языком является
английский. И, если мы хотим воспитать «человека планеты», способного вступить
в «диалог с миром», то просто обязаны дать детям знание английского языка.
Для
того, чтобы говорить на иностранном языке, непременно нужна языковая среда. Эту
среду нужно сформировать в семье. Задача для мамы: освоить язык в таком объеме,
чтобы разговаривать с ребенком в течение дня на все бытовые темы по-английски.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Посмотрите внимательно на лица окружающих вас, встречных на
улице, в транспорте, на работе. Лица озабоченные, недовольные, раздраженные,
испуганные, обиженные, агрессивные...
И чего они такие? Ведь вся природа живет и
радуется (несмотря на то, что мы с ней сделали...). Все цветы, пробудившись,
расцветают, а птицы, проснувшись, поют!
А как вам «чирикается»
с утра? Неужели вы не напеваете радостно, отправляясь на работу?
Ведь, «жить - значит радоваться свету». «Всегда радуйся!» - заповедовал нам великий Учитель. Что же это так
у нас внутри-то муторно? ...
Диетологи говорят: мы есть то, что мы
едим. Но, «не хлебом единым жив человек».
Кроме физического тела мы имеем тонкие психоэнергетические структуры, которые
тоже постоянно «кушают».
Мы питаемся через все органы чувств.
Постоянно впитываем в себя все, что видим, слышим и осознаем.
Чем же «питаются» наши глаза? Закатами, рассветами, картинами
лесов и гор? Любуются нашей красавицей Волгой?
Что входит в нас через уши? Пение птиц, стрекотанье насекомых,
шелест листвы, шум ветра, звуки падающего дождя?
Так задумано Творцом всего сущего..., а
рев моторов и вой охранной сигнализации, грязь и мусор на дорогах, раздраженные
голоса вечно недовольных - это от нас с вами.
Но, как ни странно, очень редко, но
все-таки попадаются и светлые лица. Как же им это удается? Ведь они же живут
рядом с нами! Значит, все-таки это возможно...
Посмотрите на лица маленьких детей... Они
живые, светятся, за ними приятно наблюдать... (До тех пор, пока мы их не
воспитаем по своему образу и подобию).
Тот же учитель заповедовал: «Будьте как дети!»,
то есть радостными, искренними, непосредственными, спонтанными или, проще
сказать - ЖИВЫМИ.
«Все болезни от нервов». Если вы угрюмы и
постоянно недовольны, то вашего физического здоровья надолго не хватит. Аптека
сохранить здоровье вам не поможет. Не обманывайтесь.
Наш великий поэт сказал: «Что наша жизнь?
Игра!» А другой, не менее великий, утверждал, что жизнь - это театр, а все люди
- актеры, которые играют в этом театре разные роли.
Кто же нас с детства учил играть эти роли
- сына, отца, гражданина, работника, воина?
И самую главную роль - ЧЕЛОВЕКА!..
Вот мы и видим вокруг себя
антихудожественную самодеятельность. И, как результат этого - бесконечные войны
(от кухонных до международных), революции и перестройки, киллеры и триллеры...
Кстати, ваша жизнь к какому театральному
жанру относится: трагедия, драма или водевиль (как сейчас говорят - мюзикл)? А
ведь это ваш выбор... И если вам свой жанр не нравится, то вполне реально
перейти в другой.
Вы не замечали, что содержание пьес разных
жанров одинаковое - разная только интерпретация событий героями?
Можно,
конечно, «кивать», что мы не виноваты, что мы с детства получили антигуманное
воспитание и образование. Вам будет от этого легче?
Есть мощное средство, способное помочь нам
в решении нашей проблемы («Я пробовал жить - мне не понравилось»). Когда
знаменитого дирижера Г. Караяна спросили: «Верите ли вы в Бога?», то он
ответил: «Да. В музыку!».
Человек
(потенциально) создан по образу и подобию Бога. А Бог - Творец! И когда человек
раскрывает в себе энергию творчества, то он внутри себя воссоздает мир по
законам красоты и этим преобразуется.
И тогда он другими глазами начинает
смотреть на все, что его окружает.
Тот же учитель, которого мы слишком часто
поминаем в последние годы «всуе», объяснял, что нас оскверняет не то, что входит, а то, что выходит из нас.
Музыка, поэзия, танец, живопись в лучших
своих образцах даются нам свыше...
Мы с вами, живя в России, имеем богатейшее
наследство, доставшееся нам от наших предков. Уровень нашего наследия
высочайший. В этом мы спокойно конкурируем с «заграницей».
И кто же, и что же мешает
нам приблизиться к этому живительному источнику? А если мы оторваны от него, то
подойдут ли к нему наши дети и внуки? Каким образом? Через мутные потоки
«попсы», идущие из радио, телевидения, из салонов автомашин, окон домов,
ревущих кафе, «портящих воздух» нашей красивейшей набережной Волги? ...
Не в
этой ли оторванности от своих культурных корней одна из причин всех наших
российских проблем?
Чтобы жить и радоваться жизни, совершенно
необходимо начать питать свои тонкие структуры чистой природой и высочайшими
творениями человека. Но у нас есть еще более высокая возможность и обязанность:
стать не только потребителем, но и «производителем» Красоты.
Ведь каждый человек - проводник. Что выходит
из нас? Какого качества энергию мы «транслируем» в этот мир? Это и только это
нас оскверняет или облагораживает. И, конечно, приобщаясь к лучшим образцам
музыки, поэзии, танца, живописи, мы поневоле устремляемся к этим высоким
энергетическим источникам.
И овладевший этим «сапожник»
имеет шанс стать «художником» в своей профессии.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
• Метроритмическое воспитание и сценическое
движение: Наполнение, «озвучивание» собой пространства, сценической площадки;
этюды, импровизации; тактирование, ритмические комплексы; ритмическое движение
в стихах, под музыку; танцевальная импровизация.
• Музыкально-певческое воспитание (на
основе методики Огороднова Д.Е.).
Вокально-ладовое сольфеджио.
Обучение пению «а капелла» (без
сопровождения).
В основе репертуара - русские народные
песни.
• Выразительное и художественное чтение:
Артикуляция. Постановка голоса. Идейная,
ритмическая, метрическая, фонематическая и вокальная выразительность поэзии.
• Систематическая работа по развитию
музыкального и художественного вкуса.
• Игра на музыкальных инструментах.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО
Различные техники рисования: абстрактные
цветовые пятна, изображение предметов, сюжетов. Рисование руками, кистью, карандашами,
мелками, разнообразными красками.
Лепка из пластилина, глины, соленого
теста.
Использование природных материалов.
Моделирование. Конструирование.
Аппликация.
Оригами.
Рукоделие - в самом широком смысле этого
слова.
Шитье, вязание.
Вышивание.
Художественные промыслы.
Еженедельные выставки домашних работ с
обсуждениями и рекомендациями.
ТРУДОВОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Уже в возрасте года у ребенка должны быть
свои обязанности.
Необходимо, чтобы ребенок постепенно осваивал
все, что делают в доме взрослые: домоводство, ремесла, столярное, слесарное
дело, умение мастерить и чинить домашнюю утварь, работу на дачном участке и др.
Малышу интересно все. Он еще не умеет - но хочет научиться. Чему
научиться? Да всему! У маленького Человека есть потенция, живой интерес к любой
деятельности. Он с восторгом хватается за все «взрослые» дела - будь то стирка,
работа на компьютере или игра на скрипке. Но ребенок сразу же наталкивается на
запреты - «Не трогай - сломаешь!», «Не лезь, не мешай!», «Вот подрастешь,
тогда...» Таким образом родители убивают живые импульсы ребенка, убивают
природное трудолюбие.
Когда по прошествии времени родители
решают, что ребенок уже готов для труда - и начинают обучать его - они
наталкиваются на нежелание трудиться. Упреки, принуждение, ненавистная на всю
жизнь работа - и это взамен потерянной радости творчества...
Одним словом, сначала мы
создаем проблемы, а потом начинаем их преодолевать...
Каждый из нас создан по образу и подобию Великого Творца, по
образу и подобию Божьему. Творчество должно присутствовать в каждом проявлении
труда Человека.
Что такое трудолюбие? «Любовь к труду», интерес к тому, что
делаешь. Неважно, над чем трудиться: пишешь ли строчку в школьной тетради,
поешь ли песню или же возделываешь землю...
Воспитание трудолюбия - основа основ воспитания Человека.
Высшая задача - научиться находить радость творчества в каждом
деле, в каждом моменте жизни.
Вот что нам, педагогам и родителям, предстоит воспитывать в себе
и в детях.
Глаза младенца перед нами...
Они доверчивы, они полны надежд и вопросов:
«Как устроен этот мир? Помоги мне его постичь, помоги мне освоиться в этом
мире!» Они светятся, эти глаза - светятся радостью, любознательностью, любовью
к этому миру. Но долго ли сохранится этот свет, если живые им пульсы малыша
постоянно гасят вечно недовольные взрослые, прежде всего мама?
Главная
задача родителей и педагогов - сохранить живой интерес ребенка ко всему, что
происходит вокруг, него.
Главная
заповедь - НЕ НАВРЕДИ!
Ребенок пришел в этот мир, чтобы познать его, чтобы научиться в нем
жить, и чтобы сделать что-то такое, что до него еще не делал никто. Ведь каждый
из нас уникален.
Все свои жизненные задачи он должен научиться решать сам, а
функция педагогов и родителей - предоставить ему возможности, условия, не
помешать.
М. Монтессори говорит от имени всех наших детей,
определяя основную задачу воспитания: «Помоги мне это сделать самому».
Все вышеизложенные идеи, принципы,
концепции справедливы для воспитания детей любого возраста. Но, читатели
заметили, вероятно, что упор делается на воспитание маленьких детей - с первых
дней жизни и до семи лет.
А что же делать с детьми потом, после
того, как они разовьются физически, эмоционально и нравственно, научатся читать
и писать по современным методикам? Неужели отдать в первый класс?
Было бы наивно предполагать, что школа
сумеет продолжить индивидуальное воспитание каждого ребенка, будет пестовать
его уникальное дарование и т.д. Таких задач всеобучу не решить, да они перед
ним и не ставятся.
Функция образования, по словам Кришнамурти,
заключается в том, чтобы «дать нам
возможность понять весь процесс жизни». «Не подражать, а открывать - вот что такое образование».
Современная школа дает лишь отдельные
сведения по различным предметам, не воспитывая целостного восприятия мира, не
интегрирует выпускника в социум, природу и Космос («Калейдоскопический
идиотизм»). Результат - экологическая катастрофа, которая принимает все
большие масштабы.
Более 10 лет назад в России принят закон о
домашнем образовании и системе «экстернат».
Согласно этому закону, ребенок может приходить в школу лишь для сдачи зачетов и
экзаменов по пройденному материалу.
Такая форма обучения пока не очень
популярна, во многом из- за того, что родители просто не знают, что они вправе
вовсе не водить ребенка в школу.
В нашей общественной организации есть опыт
обучения детей по системе «экстернат».
Ученики младших, средних и старших классов успешно осваивают школьный курс,
затрачивая минимум времени на освоение школьной программы (около часа в день в
начальной школе и 2-3 часа в средних и старших классах).
У ребят остается много свободного времени для
спорта, занятий музыкой, творчеством, для общения.
Мы предлагаем вашему вниманию вариант
концепции дальнейшего воспитания детей. В ней изложены принципы и задачи школы
домашнего образования.