Рафаил. «Искусство жить здоровым».

3. Дыхание жизни.

Путник

«По карме человеку на жизнь отпущено не количество лет, а количество вдохов».

Из йоги

В моём понимании, количество вдохов в этой фразе нужно заменить на количество воздуха, отмеренного Судьбой для дыхания человека от рождения.

Это – отпущенное нам жизненное богатство.

Глубоким и частым дыханием его можно «растранжирить» лет за сорок-пятьдесят, а поверхностным и редким – радость жизни продлить лет на сто пятьдесят...

Дыхание по Бутейко

«Я открыл не систему, а причину самых страшных болезней – астмы, гипертонии, рака, бесплодия...».

Бутейко К. П.

В первой главе этого цикла («Искусство жить здоровым») описывается начало моих поисков Истины, с которой я бы мог идти по жизни богатым и здоровым, а не бедным и больным.

В конце «Истории болезни учителя здоровья» я вышел от знакомого врача, окрылённый его судьбоносным советом, который я услышал сердцем примерно так:

«Не ищи здоровья в больнице!»

Я абсолютно не представлял, что же нужно делать, но этот мудрый врач подсказал мне, чего делать не надо. А это совсем не мало! Не пристало мне таскаться (как все) по врачебным кабинетам, ложиться на обследования и ждать от кого-то решения моих проблем…

Его задание было, как в русской сказке: «Пойди туда – не зная, куда, принеси то – не зная, что».

* * *

Мне и тогда, и до сих пор нравятся такие задания. Такими заданиями Жизнь даёт нам Вызов к Творчеству.

Мы созданы по Образу и Подобию Высшего Творца, и каждый человек – Демиург, создатель своей Жизни, своей Судьбы, своей Вселенной.

Главное в жизни – дорасти до вопроса. Из Евангелия: «Стучите, и вам отворят. Просите, и дано будет». Советую только не забывать, что «Царство Божие внутри нас», туда и нужно стучаться…

Мне тогда было «тридцать с небольшим», я не «сломался» от болезни и, как «луч Света в сером-сером царстве», приходит ко мне, естественно, самиздатская копия лекции Бутейко Константина Павловича, с таким вот названием: «Об открытии глубокого дыхания как главной причины аллергии, склероза, психоза, туберкулёза, предрака и других симптомов деградации, болезни и смерти».

От одного только названия для меня «запахло жареным»...

Я всё понял в этой статье, принял и начал работать, тем более, что для этой «работы» не требовалось ни времени, ни денег.

Причиной моих приступов был гипервентиляционный синдром (это я понял после прочтения статьи Бутейко). Моё дыхание учащалось, углублялось, я чувствовал удушье – вздохнув, я с трудом выдыхал, выдохнув, - не мог вздохнуть. Внутри поднималась паника – «я задыхаюсь!». Вызывали скорую – а как только появлялись врачи в белых халатах, уже при виде их я успокаивался: «Ну, сейчас спасут! Успели приехать» - дыхание становилось ровным, затруднённость вдохов и выдохов ослабевала, и пока они доставали инструменты, расспрашивали – что со мной, приступы практически проходили.

Врач «скорой» недоумевал, что же ему со мной делать, не уезжать же просто так... Я просил сделать укол «от сердца», мне что-то вкалывали «от сердца», я удовлетворённо и спокойно засыпал. Просыпался «как ни в чём не бывало» – жизнь продолжалась.

Далее, знакомый невропатолог выписал мне какие-то порошки, которые в аптеке мне сделали по его рецепту, я их всегда носил с собой и, при первых внутренних ощущениях приближения приступа, принимал 1-2 порошка, «тупел», «забалдевал», но зато "скорой" не требовалось...

На сегодняшний день я сорок лет «дышу по Бутейко». Этот метод опробован мною на сотнях моих учеников. Результат только положительный, но при условии правильного понимания его.

Как всё гениальное, он очень прост, но в корне противоречит всей системе «дурного воспитания», которое закладывается в человека от рождения семьёй, школой, социумом, и всей идеологией нашей научно-технической цивилизации.

* * *

Передо мной на столе лежит книга Колобова Ф.Г. «Дыхание по Бутейко». Издательство «АСТ – Сталкер» 2002г. Все дальнейшие цитаты будут из этой книги.

Страница 6: Константин Павлович Бутейко, генеральный директор и научный руководитель Ассоциации лечебно-оздоровительных центров «Дыхание по Бутейко», автор метода ВЛГД, академик Международной академии информации, кандидат медицинских наук.

* * *

Из интервью автора с Бутейко К. П. Стр. 10.

Вопрос:

«... хотел вас спросить ... о ваших первых шагах».

Ответ: «...на третьем курсе института, мне дали пациента, для того, чтобы я научился прослушивать лёгкие. Я попросил больного глубоко дышать, и с ним произошёл обморок (как объяснил ассистент – из-за перенасыщения мозга кислородом). Это событие и определило область моих интересов».

«... У меня возникла мысль, что некоторые болезни развиваются от глубокого дыхания, в частности, и моя болезнь – гипертония. Я тут же проверил: уменьшил дыхание, и некоторые симптомы гипертонии (головная боль, учащённое сердцебиение) уменьшились. Подышал глубоко – и симптомы вернулись. Я понял, что открыта причина болезни»...

«... Не трудно было предположить, что спазм сосудов, возникающий при гипертонии, мог проявляться и при других заболеваниях, например, при стенокардии с исходом в инфаркт, эндартериите с поражением ног, язвенной болезни желудка».

«... Это было открытие. В то время я уже мог теоретически обосновать эту идею... глубокое дыхание удаляет из организма углекислый газ. Это, в свою очередь, вызывает спазм сосудов и приводит к кислородному голоданию. В ту памятную ночь моего дежурства в клинике... я не спал: проверял больных стенокардией и другими болезнями, я просил дышать поменьше. Приступы тут же снимались. Просил дышать глубже – приступы возобновлялись. К утру я был абсолютно уверен, что это – открытие, открытие глобальное, и что медицина наша стоит вверх ногами».

Комментарии от Рафаила: Бутейко К. П. в 1946 году поступил в Первый Московский медицинский институт, а в 1952 с отличием его закончил. На третьем курсе, т.е. в 1949 году он сделал это глобальное открытие. Эти строки я пишу в 2010 году, т.е. 61 года спустя.

Констатирую факт: за эти десятилетия в позе нашей медицины ничего не изменилось. На плечах у неё не то ноги, не то ещё какой-то орган (в анатомии я не силён, не знаю, как он называется по латыни).

Стр. 12: « ... снижение углекислоты в лёгких при углублённом дыхании сдвигает рН в щелочную сторону, что изменяет активность ферментов и витаминов. Это изменение активности регуляторов обмена веществ нарушает нормальное протекание обменных процессов и ведёт к гибели клеток. Если СО2 снизится до трёх процентов, а рН сдвинется до восьми, организм погибнет».

«... ещё в 1909 году известный физиолог Гендерсон подключал животным аппарат, углубляющий дыхание, и они погибали».

«Для сохранения постоянства СО2 в лёгких в процессе эволюции возникли следующие механизмы защиты:

а) спазмы бронхов и сосудов;

б) увеличение продукции холестерина в печени как биологического изолятора, укрепляющего клеточные мембраны в лёгких и сосудах;

в) снижение артериального давление (гипотония), уменьшающее выведение СО2 из организма.

Но спазмы бронхов и сосудов уменьшают приток кислорода к клеткам мозга, сердца, почек и других органов.

Стр. 13: «Уменьшение кислородного притока в ткани вызывает кислородное голодание тканей – гипоксию».

* * *

Попытаюсь этот медицинский слэнг перевести на человеческий язык.

Этот Тварный Мир строится на принципе «Божественной дихотомии». По европейской философии – это «Закон борьбы и единства противоположностей». В китайском мировоззрении – «Инь и Ян».

Всё живое дышит – дихотомия: вдох-выдох. Дихотомия: растения – животные. В воздухе дихотомия: кислород – углекислота (СО2). Растения вдыхают углекислоту, перерабатывают и выдыхают кислород. Животные (человек) – вдыхают кислород, перерабатывают и выдыхают углекислоту. Биохимия животного организма: дихотомия – кислотная среда и щелочная.

В музыке дихотомия: консонанс (благозвучие) – диссонанс (резкое звучание). (consonance, от лат. consonantia — созвучие, согласное звучание, и фр. dissonance, от лат. dissonantia — нестройность, нестройное звучание).

Здоровье организма это гармония, уравновешенность кислотной и щелочной среды, которые в свою очередь зависят от сбалансированности вдыхаемого кислорода и выдыхаемой углекислоты.

Как я уже утверждал в самом начале этой главы, «неправильное», дисгармоничное дыхание вносит хаос и дисгармонию во все жизненные процессы. Весь обмен веществ у человека происходит на уровне подсознания и не доступен сознательной регулировке (у обычных людей). И лишь в главнейший процесс – дыхание – мы можем вмешиваться посредством сознания и воли.

Изобретение Бутейко – метод ВЛГД: волевой ликвидации глубокого дыхания.

При глубоком дыхании избыток кислорода вымывает из организма СО2 (углекислоту) и баланс в организме разрушается. А дальше, как говорится: «всё пошло и поехало и всё в разнос». А у современного, «цивилизованного» человека, дыхание углубленное, как правило, от рождения, вот то-то врачам «раздолье» от этого.

Микрокосмос человека многообразен и неисчерпаем так же, как и Макрокосмос.

Истина, Гармония – одна, а количество отклонений от неё бесчисленно.

Здоровье – одно, а количество и разнообразие расстройств его бесчисленно.

Из цитируемой здесь книжки я узнал, что количество болезней человека составляет на сегодняшний день 30 000 (!). Мы живём во времена безудержного ускорения научно-технического прогресса. Вполне вероятно, что через 10-20 лет диагностической аппаратуры «наизобретают» столько и такого уровня и качества, что болезней будет не 30 000, а 300 000 (пока...)

Логическое продолжение развития этой «цивилизации» приведёт к тому, что «болезней будет больше, чем людей».

Высшее медицинское образование станет обязательным для каждого и каждый, вооружённый мощнейшей диагностической аппаратурой и фармацевтической мини-фабрикой, всю свою жизнь будет бороться, и лечить всё новые и новые, открытые им самим и у самого себя болезни.

В каждой шутке есть только доля шутки. А процесс этот уже идёт и именно в этом направлении.

А «братва» из Медицинского Лохотрона придумала полную цинизма, но абсолютно точную для этой публики поговорку: «Здоровых людей нет, есть только плохо обследованные».

Подобным же образом развиваются и науки Макрокосмоса. Современный человек, прошедший школу академического образования, имеет мировоззрение, которое называется «калейдоскопический идиотизм».

В восточной философии этому даётся противопоставление в виде вопроса: «Что я должен узнать, чтобы знать всё?» (читайте «Краткий курс»).

* * *

Читающему эти беседы на тему «Дыхание по Бутейко» очень важно понять, что он (читатель) знакомится не с мыслями и методом Бутейко К. П., а с тем, что произрастало в течение сорока лет в «саду Рафаила», работающего «мичуринскими» методами, т.е. было «скрещено» с индийской пранаямой, тибетской йогой, дыханием в «У-шу» и одухотворено работой и «полито потом» руководителя и учеников школы.

Если вам нужен Бутейко К. П. – идите на его сайт. (Кстати, передайте ему от меня низкий поклон и искреннее уважение).

Наши же «фрукты и овощи» имеют несколько другой вкус.

* * *

Стр. 91: «… Такие, на первый взгляд, несходные болезни, как бронхиальная астма, бронхиты, заболевания верхних дыхательных путей, эмфизема, всевозможные аллергии, гипертония, стенокардия, облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен, тромбофлебит, геморрой, инфаркты, инсульты, параличи, эпилепсия, неврозы, бессонница, полипы, опухоли женских органов, ожирение, остеохондроз, болезни щитовидной железы, атеросклероз, полиартриты, отложение солей, моче и желчекаменная болезни, хронические панкреатиты и холециститы, гастриты, язвы, нефриты, ночное недержание мочи, экземы и другие – являются лишь симптомами одной болезни – болезни глубокого дыхания.

Значит, истинная болезнь – глубокое дыхание, ибо оно смертоносно.

Спасаемся мы от него посредством недугов, так как при недомогании организм автоматически переходит на экономный вдох (т.е. мы дышим «еле-еле», и таким образом на какое-то время продлеваем свою жизнь)».

Стр.92. «…академик Академии Космонавтики (отделение биомедицины) Л. Н. Мельников отмечает: «Хотя болезней глубокого дыхания насчитывается 150, но они очень распространены и составляют около 80 процентов заболеваемости, инвалидности, смертности населения развитых стран… Поэтому глубокое дыхание является чумой ХХ века».

Стр. 93. Л.Н. Мельников пишет: «Все трагедии в организме человека возникают от уменьшения содержания углекислого газа в крови, вызываемого глубоким дыханием. Одновременно спазмы уменьшают приток кислорода в организм, то есть глубокое дыхание вызывает кислородное голодание, а не наоборот. Во время приступа вентиляция лёгких достигает 15-20 литров в минуту вместо положенных 3-5 литров по норме».

* * *

В этой книге Колобова Ф. Г. упущена очень важная, для понимания сути открытия Бутейко, деталь. А я в своё время перечитал массу его газетных выступлений и стенограмм лекций. Известно из школьной физики, что кислород способствует горению. Без стихии Огня (как и без остальных) жизнь биоорганизма невозможна.

Мысль имеет огненную природу (ментальное тело – мир огненный); Пище-ВАРЕНИЕ – как реализуется в ЖКТ без огня? Даже в эмоциональной сфере – мы порой говорим: «А я его не перевариваюОт качества «переваривания» пищи, мыслей, событий (внешних и внутренних) зависит и качество жизни, и сама Жизнь.

От «огненности» человека зависит уровень его жизни и результативность действий. Но... –

– Свойства Огня: издалека Светит, вблизи Греет, а при соприкосновении Сжигает.

Когда мы взволнованы – мы учащённо дышим, добавляя в организм кислорода, который усиливает Огонь. Во время физической нагрузки дыхание учащается для той же цели. Но когда количество Огня не сбалансировано адекватными физическими действиями (которые активизируют выработку СО2), то вместо «жизневарения» происходит «жизнеподжаривание», что в результате приводит к болезни, к травмированию клеток – органов и к смерти.

Сейчас вспомнилось: недоношенных младенцев «белохалатники» помещают в барокамеру с чистым кислородом…

Если на это посмотреть с точки зрения А. Гитлера – то, конечно, жить имеют право только полноценные от рождения «особи» …

* * *

Вспоминается случай из периода «Истории болезни учителя здоровья»...

Как-то во время приступа в поезде электрички, по прибытии на ж/д вокзал, сопровождавшая меня родственница, помогла мне «доковылять» до медпункта. Дежурная медсестра уложила меня и присоединила, надев маску, к кислородной подушке. После 2-3-х вдохов мне так «поплохело», что я, почуяв смерть, (мысль: «Гады, убивают!»), с рычанием и ругательствами в адрес санитарки, сорвал маску и выскочил из медпункта. Приступ сразу прошёл…

Сейчас я могу психотерапевтически подробно объяснить то, что со мной произошло, но если кратко: я родился «в год тигра», а если больного тигра начать убивать, то… по-русски это называется – «клин клином выбивают». Так что я знаю о действии чистого кислорода «не понаслышке». В клеточной памяти это воспоминание сидит до сих пор (ужас от вдыхания чистого кислорода...)!

Упущенная важнейшая «деталь» в цитируемой книге заключается в том, что не прописана ещё одна дихотомия: Кислород – сужает сосуды, а углекислота их расширяет. Эта особенность – сужать сосуды от важного для жизни кислорода, сформировалась в процессе эволюции, как это называют в технике: «защита от дурака»; поскольку в процесс дыхания человек может сознательно вмешиваться и – увеличив и углубив дыхание – разрушить весь свой организм. Количество углекислоты, вырабатываемой организмом человека, зависит от интенсивности физической нагрузки. Естественно, что в состоянии покоя – лёжа, сидя, стоя – выработка углекислоты уменьшается. У первобытного человека в спокойном состоянии вдыхание кислорода и выработка СО2 были сбалансированы. При возникновении опасности, угрозы и т.п. – человек бросался в драку или убегал. Углубление и учащение дыхания были адекватны увеличению физической нагрузки и выработки СО2 (гармония). Алгоритм: Стресс – выброс адреналина – углубление дыхания – физическая нагрузка (погоня или убегание, борьба). Физическая нагрузка прекратилась – дыхание успокоилось.

У животного:

Мысль – эмоция – дыхание – действие – согласованы и адекватны.

* * *

Как же начинается процесс дыхания у так называемого человека? (Так «называемого» - это потому, что все физиологические законы животного мира распространяются и на человека).

Процесс беременности я разбирать не буду, поскольку за будущего ребёнка дышит мама. Как она дышит, тоже не буду касаться, чтобы не уходить далеко от темы.

Будем считать, что по сравнению со всем дальнейшим, у ребёнка в животике у мамы – идеальные, райские условия.

Анекдот – совсем по теме: Два близнеца полёживают в животике у мамы и, от нечего делать, один спрашивает другого: «А как ты считаешь, есть ли жизнь после родов?» Второй подумал, подумал, и неуверенно ответил: «Вряд ли. Ведь оттуда ни разу никто не вернулся».

Я лично согласен со вторым. То, что происходит после родов, вряд ли можно назвать жизнью…

Вспомним, что же происходит после родов… Сам процесс «выхода из чрева» не только для мамы болезненный, но и для ребёнка – это мощнейший стресс. Даже если всё проходит нормально и благополучно – всё равно это огромное испытание. Какая-то неведомая сила выталкивает его куда-то…

Он вываливается из родного гнезда – организма в неведомый мир земного тяготения, его хватают и тискают, и – верх мудрости «белохалатников»! – дают шлепок под зад! Как сейчас говорят: «Это круто!» Он в ужасе орёт, а все окружающие довольно улыбаются: «Живой!»

Это у них называется – «запустили процесс дыхания»!

Что-то я не слышал ни разу, чтобы котят или кутят их мамы шлёпали на выходе… (да ещё удовлетворённо улыбались при этом). А ведь биологически человек ничем не отличается от животных.

Первый свой в жизни вдох новый человечек делает в состоянии ужаса и под воздействием удара…

Перефразируя начальный эпиграф Огороднова: «Как вздохнёшь, так и заживёшь».

Методике Игоря Чарковского «Роды в воду» уже, наверное, лет сорок. Ребёнок выходит в тёплую воду, и достаточное время плавает в ней в состоянии невесомости и без дыхания.

Всё травмирующее для него максимально сглажено…

* * *

Дальше, после запуска дыхания через вопль, всё разворачивается для новорожденного как в фильме ужасов. Пропуская какие-то медицинские издевательства над ним, его жёстко пеленают («мы научим тебя свободу любить!») и, самое страшное, уносят подальше и надолго от матери.

Неужели трудно так называемым людям понять, какие чувства испытывает при этом ребёнок???

Ни одна сука не позволит забрать своего щенка – перегрызёт глотку, а мамы…. Ничего, для них это в «порядке вещей»…

Я не отвлекаюсь от темы в «гуманность», я о том же дыхании. Ребёнок в жутком стрессе и обездвижен. Одна санитарка – и у неё целые штабеля свёртков с номерками… Она и так «зачуханная» и усталая. И ещё эти «орущие свёртки»…

Родильный дом

Под влиянием отрицательных эмоций, обездвижения, нервозной и крикливой обстановки – как дышит наш новый человечек? Глубоко и часто, даже во сне. Кислород переполняет его, а углекислота при отсутствии физической нагрузки практически не образуется. С первых минут, часов, дней, идёт разрушение здоровья новорожденного. Устанавливается привычка глубокого дыхания.

Есть закон: Когда не знаешь, как лучше для здоровья – посмотри, как это происходит в дикой природе.

* * *

Бутейко К. П. среди факторов, углубляющих дыхание, первым называет сон на спине.

Вы видели (или слышали хотя бы?) о спящих на спине животных, птицах, рыбах, насекомых и т.д.?!

Не спят в состоянии обездвиженности и на спине дети народов севера, индейцев, племён Африки…

Сомневающимся в противоестественности подобного способа сна я настоятельно рекомендую маме ребёнка и бабушке попросить папу или дедушку запеленать вас так же, как вы это делаете со своим ребёнком и положить на спину хотя бы на одну ночь… К утру (вероятнее, значительно раньше) ваши сомнения рассеются.

* * *

Жизнь, в первую очередь, это дыхание и движение, сбалансированные между собой.

Закон:

Замедление и остановка движения должны сопровождаться замедлением и остановкой дыхания.

* * *

Примерно треть жизни мы проводим во сне. Мастер йоги, засыпая, замедляет и сводит к минимуму все жизненные процессы в теле, и его дыхание, практически, останавливается.

Как во время лечебного голодания – на самом-то деле ведь голодания нет, а есть эндогенное, внутреннее питание, так и в этом случае, мастер йоги переходит на эндогенное дыхание. Какое-то движение внутри происходит, но внешних вдохов и выдохов нет.

Происходит что-то близкое к анабиозу. Так что, если вы не хотите стареть во сне, осваивайте метод Бутейко.

Я однажды беседовал с учеником Бутейко из Новосибирска (было это лет 30 назад) и задал ему вопрос: «Сколько спят «бутейковцы»? Ответ был – 3-4 часа достаточно для полного восстановления сил и энергии.

* * *

Примерно в это же время, освоив «дыхание по Бутейко», я решился выбросить порошки, которые раньше были всегда со мной, и отказался от вызовов «скорой», заменив их замедлением дыхания и аутогенной тренировкой.

Я работал в это время директором музыкально-хоровой школы, и одна из моих сотрудниц, знавшая о моих бывших проблемах со здоровьем, буквально уговорила меня попытаться помочь маме ученицы нашей школы. У неё были ежедневные астматические приступы и вызовы скорой.

Толку от приезда врачей было мало, они каким-либо успокаивающим уколом снимали приступ, а через несколько часов всё начиналось сначала.

Я уже к тому времени теоретически понимал, «в чём тут дело», а главное – эту проблему решил у себя: «Врачу – исцелися сам». Я предупредил, что ни за что не ручаюсь, что это мой первый опыт, но попробую помочь (тем более что жила она рядом со школой).

Пришёл и увидел обычную для астматиков картину: дыхание глубокое, «со свистом», настроение ужасное, перспектив жизненных нет. Заповедь «Не навреди» - соблюсти было несложно. Попросил её лечь и только внимательно выполнять мои указания, больше от неё ничего не требовалось.

Начал давать «команды» из аутотренинга, которые были уже хорошо освоены мною. Примерно такие: внимание на тот орган, на другой, какие возникают ощущения, спокойствие в этом органе, расслабление, тепло, пульсация крови и т.д. Через пять, не более, минут, приступ прекратился, дыхание успокоилось, а через 15-20 минут мы закончили с ней сеанс аутотренинга. Она села на диване, глаза у неё светились радостью и надеждой… Она мне сказала, что я волшебник, сделал чудо, она и не помнит, когда так хорошо себя чувствовала… Я ушёл, окрылённый своими и её успехами.

Но на другой день – звонок от неё, метод без меня не работает, приступы продолжаются. Пришёл – и снова всё наладилось. Ушёл – всё разваливается. Сейчас я так это называю – она «зависла на мне». Метод уменьшения дыхания у неё без меня не работает... Что делать? Какой выход? Дышит глубоко (со страхом!) и часто, вымывает из организма углекислоту.

Ответ пришёл: увеличить производство СО2 через активизацию физического движения.

Прихожу после работы к ней домой. С радостью и надеждой встречает... Готова лечь и слушать мой «приятный баритон». И вдруг слышит такой вопрос: «А кто у вас в квартире моет пол?» «Ну конечно, дочь. Я же больная, не могу, сил нет, задыхаюсь»

Я вкратце напоминаю ей о СО2, которая расширяет сосуды и о том, что выработка углекислоты организмом активизируется при физических усилиях.

«Давайте сегодня вы будете учиться снимать приступ мытьём полов!». Вижу – предложение моё её устраивает меньше, чем лежать и расслабляться. Но директор школы и хормейстер при необходимости обязан уметь быть авторитарным. Она хотела что-то возразить на тему: «Я вам болею, а вы меня лечИте», но посмотрев на меня, молча пошла за ведром с водой.

Вместе с ведром она принесла и швабру. «Нет, - говорю – швабра отменяется. Приседать, становиться на колени, залезать с тряпкой под кровать, под стол...» «Но ведь мне может быть плохо!» «Ничего, я рядом. Будет плохо – я сниму приступ аутотренингом»

И ведь вымыла полы – и приступ рассосался!

Больше я не появлялся в её квартире. Она сама приходила ко мне в школу и рассказывала, что моет полы в квартире по 4-5 раз в день. Как только чувствует приближение приступа, сразу начинает мыть пол, и.... всё рассасывается.

Постепенно стала чище питаться, уменьшать глубину дыхания, овладела аутотренингом, медитативным бегом и т.д. и т.п...

Астма исчезла, и ей стали не нужны ни я, ни врачи...

* * *

В одном из своих интервью Бутейко сказал, что ему нужно минут пять, чтобы избавить пациента от двадцатилетней астмы. Я, как «человек скромный» и менее уверенный в себе – практики у меня несоизмеримо меньше – сказал бы – пять минут мне маловато, но минут 20-30 будет достаточно.

Ведь нужно всего-то или уменьшить дыхание или увеличить физическую активность (для выработки СО2). А ещё лучше совместить и то, и другое.

Здесь нужно сделать одно замечание. Если ко мне приходит больной астмой, диабетом и т.д., (напоминаю для грамотных врачей и «шибко грамотных» пациентов: «астма, диабет и т.д.» - это не болезни, а симптомы глубокого дыхания – причина одна у любого «и т.д.»), которого «белохалатники» посадили на гормоны – я работать с ним сразу и категорически отказываюсь.

Объясняю: если, предположим, железа недостаточно образует и выделяет инсулин и, как следствие этого, сахар в крови повышен, дебильно и преступно подсаживать его на искусственный гормон.

Ну что здесь непонятно?! Предположим, у человека ноги слабые – давайте будем возить его на тележке... Конечно, так проще для решения сиюминутных задач. Но в перспективе-то ноги у него совсем атрофируются.

Работать нужно на причинном уровне, а не убирать симптомы. Но для этого необходимо соображать чем-то, а если медицина стоит, как выразился Бутейко, «вверх тормашками», вот этими «тормашками» врачи и соображают.

Ну, как бы здесь выразиться, - конечно, не «к чести врачей», а к пониманию их жалкой участи – думать и проявлять творчество им не положено. За творчество врача могут запросто «упечь за решётку». То, что пациент умер или стал инвалидом – это не важно. Важно то, что врач всё делал по инструкции. «Что ж, говорят – медицина не всесильна!»

Если астматик, диабетик и т.д. подсажен на гормон – это наркоман (т.е. человек, зависимый от препарата). Сначала – говорю ему – убери зависимость, а потом приходи. Симптомы нездоровья мы вместе отрегулируем. Это не сложно.

И здесь работает не какой-то мой принцип – «а я вот так считаю! ...» Причина в том, что сознание и внутренние движения наркомана и алкоголика направлены не на жизнь, а на введение в себя данного вещества. Реакции организма наркомана на воздействие целителя неадекватны и непредсказуемы.

* * *

В молодости я страстно увлекался чтением книг Джека Лондона. Прочёл полное собрание его сочинений (благо оно было в соседней библиотеке). Больше всего меня поразил и запомнился его роман, который назывался «СМИРИТЕЛЬНАЯ РУБАШКА» (Странник по звездам). Суть истории: герой попадает в тюрьму, где его невзлюбил жестокий начальник этого заведения. И при каждом удобном случае этот начальник применяет к нему самое тяжёлое наказание, которое называется «смирительная рубашка». Человека туго пеленают тканями, обтягивают верёвками и оставляют таким «свёртком» на несколько суток. Более мучительного наказания, чем это, для заключённых не было... Но герой был творческой личностью, и в момент пеленания, незаметно для тюремщиков, старался захватить себе побольше пространства в своём свёртке – расширял грудь, раздвигал локти, ноги пытался разложить пошире... Это в дальнейшем давало возможность телу хоть немного дышать (ведь существует кожное дыхание!), возможность делать хотя бы микродвижения. Тогда не так сильно нарушается циркуляция крови в организме. И творческая личность героя романа выразилась в том, что он открыл для себя известный с давних пор в оккультизме метод «астральной проекции». Метод заключается в том, чтобы своей астральной сущностью покинуть физическое тело и отправиться в путешествие по другим измерениям. Во время каждого наказания «смирительной рубашкой» герой заново «проживал» одно из своих предыдущих воплощений и, когда его «развёртывали», он возвращался в физическое тело радостный и наполненный богатыми впечатлениями и знаниями из своих предыдущих воплощений (к удивлению и досаде начальника тюрьмы).

Я не сомневаюсь, что тугое пеленание грудных детей заставляет их входить в состояние «астральной проекции». Но в отличие от героя романа Джека Лондона, это состояние их не обогащает и не развивает, поскольку их астральное тело ещё в зачаточном состоянии, и вспомнить свои предыдущие жизни им нечем, поскольку мозг ребёнка тоже только формируется. И видимо, только личный Ангел-Хранитель оберегает от того, чтобы ребёнка не сожрали различные астральные крокодилы.

А он ведь пришёл в физический мир и развивать ему необходимо физическое тело в первую очередь, как фундамент всех остальных тел. В состоянии неподвижности практически полностью тормозится развитие физического интеллекта – клеточного, мышечного разума.

 «Мамаша! Пойми, ты своим животом выносила и родила животное, а не растение. Это растению хорошо жить и развиваться в неподвижности. Для животного неподвижность – смерть. Рано ещё новорожденному изучать Шавасану (в йоге – «поза трупа»). У тебя всё же есть шанс понять это, в отличие от «педиатра», который изучал человека в анатомичке, общаясь с трупами».

* * *

Если вам показалось, что я отошёл от главной темы, то это не так. Наоборот, я привожу вас к главной Сути, к истокам – откуда берётся глубокое дыхание. (Сам Бутейко до этого начала не добрался!).

Когда мастер йоги входит в Шавасану, или специалист в «астральную проекцию», они обязательно, осознанно или нет, практически выключают дыхание (а точнее, переводят его в «эндогенный режим»).

Иначе не получится ни Шавасаны, ни «астральной проекции». Дыхание прочно привязывает сознание к физическому телу.

Запеленав ребёнка, мамаша ласково разговаривает с ним, укачивает его, поёт песенки, вывозит на свежий воздух, чтобы он, «сонный», подышал...

В Шавасане и «астральной проекции» при эндогенном дыхании соблюдается дыхательная гармония – дихотомия: кислород = углекислота. В организме: кислотная = щелочной среде.

У закованного в «смирительную рубашку» пелёнок ребёнка сознание находится в «раскоряченном» состоянии: он, через дыхание, осознаёт всё, что происходит вокруг него – состояние матери, окружающих, психически реагирует на происходящее (т.е. переживает, волнуется), но не в состоянии сделать ни малейшего физического движения (но при этом дышит!).

Вам бы так!

Естественно, что дихотомия «дыхание – движение» идёт «в разнос». Образуется «трещина» в целостном сознании ребёнка – зародыш «шизофрении» (расщеплённого сознания).

Закладывается на всю жизнь порочный навык глубокого дыхания.

Когда же изредка ребёнка раскрывают совсем, он, лёжа на спине, беспомощно сучит ручками и ножками. Он находится в ситуации жука, опрокинутого на спину и дёргающего своими лапками, не в состоянии самостоятельно перевернуться на живот, чтобы ползти дальше.

Мама, как правило, радуется этим движениям и начинает играть и сюсюкать с ним.

«Мамаша! Не это нужно ему. Это в нём работает программа «ползания», движения в пространстве. Переверни его на живот и дай хоть немного поползать, подвигаться на животе».

* * *

Последователям знаменитого мучителя собак – академика Павлова, биологам физиологам, я бы посоветовал (попросил...) провести несоизмеримо менее издевательский по сравнению с тем, что они обычно делают, эксперимент. И от него действительно была бы польза человечеству. После того, как новорожденные щенята пососали у мамы, заворачивать их в чистые тряпочки и класть на спину до следующей еды. И так – несколько недель, пока они не встанут на лапы. Интересно было бы понаблюдать за поведением щенят в пелёнках, лежащих неподвижно на спине, и реакцией их мамы-суки. Не сомневаюсь, что сука показала бы экспериментаторам свой характер... (причём, независимо от своей породы и обычного темперамента).

Я повторяю ещё раз: Все биологические законы животного мира обязательны и для человека.

А главный закон – прост:

Родился – сразу начинай двигаться, ползать. Естественно, в первый день не получится. Но нельзя лишать такой возможности ребёнка. Он должен лежать на животе и делать движения руками и ногами, пытаясь ползти. Эта программа в нём заложена.

Задача родителей – создать условия для её реализации, а не лишать возможности.

Конечно, такая работа требует от родителей несоизмеримо большего участия, чем – «сделал свёрток и пошёл» ... Кстати, во время ползания ребёнок сразу будет пытаться поднимать голову, пытаясь посмотреть, что впереди, т.е. будет развивать позвоночник и зрение.

Поза лежания на спине – это «унижение и поражение» для животного. Противопоказана она и человеческой натуре...

Только такое начало жизни достойно Человека. Идёт сразу мощное развитие его физического интеллекта, гармонично связанного с дыханием. Первый год жизни – он самый главный. Родился Человек!

Не будущий человек, а уже человек. Не игрушка для мамы и бабушки, не забава, не озабоченность, не пациент для педиатров... У родителей всего пять лет, и всё воспитание будет закончено.

Подробнее на эту тему читайте в цикле «Воспитание детей» (е.б.ж.).

Известный авторитет, японец Масаро Ибука считает: «После трёх уже поздно» - так называется его книга. Институт Глена Домана работает в Америке более пятидесяти лет... Он считает, что раннего развития не бывает, бывает только позднее. К четырём, пяти годам дети выполняют акробатические программы на уровне мастеров.

Рекомендую книгу Глена Домана «Как сделать ребёнка физически совершенным».

Много десятилетий назад разработана методика «Бэби-йоги». Эта работа – для родителей детей грудного возраста.

Без физического развития дети к 4-5 годам не могут полностью ни согнуться, ни прогнуться. Хотя рождаются абсолютно гибкими...

Ну и конечно, плавание с первых дней жизни. Это абсолютно идеальное совмещение физических движений с дыханием. И удовольствие – быть в невесомости.

Родителям надо бы знать, что как и все животные, ребёнок от рождения умеет плавать. Конечно, родителям необходимо освоить методику не обучения его, а страховки. Специалистов, работающих по этой методике, я думаю, достаточно во всех крупных городах.

Если в первые три месяца ребёнок лишён возможности плавать, то его врождённые способности начинают угасать, и в дальнейшем его надо будет уже обучать плаванию.

Лет 25 назад я беседовал с мамой троих детей, которых она рожала в воду. Роды третьего ребёнка совпали с серединой лета, т.е. тёплой водой на море. И она выехала на Чёрное море, где и родила в водах оного своего третьего... Это происходило в группе автора этого метода Игоря Чарковского.

Но самое интересное, что меня поразило, что сразу после родов, все дни своего пребывания на море, она делала далёкие заплывы вместе с ребёнком. Вдали от берега кормила его грудью, он плавал и даже... спал в воде. Спрашиваю: «Как же он спал? Тебе приходилось его держать, это же трудно и неудобно...» «А я его не держала, он спал отдельно и самостоятельно (!)...» «Как же – на спине, что ли, лежал?» «Да нет, спал на животе. Лицо, руки и ноги расслаблены и в воде, а спинка – на поверхности». «Ну а дышал-то как?» «Примерно раз в минуту, не просыпаясь и не открывая глаз, он поворачивал голову в сторону, делал вдох и опять опускал её в воду, продолжая спать» (!)...

Вот это дыхание по Бутейко! Вот это показатель естественности и истинной научности его направления. (Хотя о Бутейко мама, я думаю, и не слыхала).

* * *

Получив с детства дурное воспитание, родители, естественно, передают его по наследству своим детям. В «цивилизации», в которой мы живём, действует закон: «Это делается так, потому что делается так всегда».

Ребёнка, закованного в «железную рубашку» пелёнок, родители скорее пытаются научить сидеть, затем стоять и ходить. Это внутреннее желание родителей передаётся во внешнее намерение и поступает в подсознание ребёнка. Часто родители сами не осознают своих действий на «тонком уровне». Но ребёнок чутко улавливает их желание, тем более, что каждая его «подвижка» в этом направлении подкрепляется похвалой и комплиментами старших.

В результате ребёнок, с неокрепшим ещё позвоночником, начинает сидеть, чем вызывает сколиозные изменения в нём, а затем, с неокрепшими костями ног – вставать и пытаться ходить, поощрённый восторженными родителями.

Есть закон: «Прыгать через ступеньку по лестнице эволюции можно только в своём воображении».

Пропуск или недостаточная отработка периода ползания, которая должна начаться с первых дней после рождения и продолжаться столько, сколько нужно ему, ребёнку, наносит невосполнимый ущерб на всю жизнь.

* * *

В начале своей педагогической карьеры, имея летом длительный педагогический отпуск и проживая рядом с Волгой, я большую часть лета проводил на пляже. Приходил очень рано, несколько часов занимался йогой.

Одной из главных целей занятий было выпрямление позвоночника, устранение сколиозных изменений, полученных, как я тогда считал, в школе за десять лет «отсидки».

Часам к 11- 12, когда солнце вместо пользы начинало приносить вред, теряя ласковость и становясь жёстким и обжигающим, на пляже собирались мамы с детьми. («Отрыжка» дурного воспитания – привычка подольше поспать, вместо того, чтобы встать хотя бы с восходом Солнца). Я, естественно, «уползал» в тень деревьев, и вокруг меня, как правило, собиралась компания единомышленников, и ещё часа два-три продолжалась пляжная тусовка, на которой я делал свои первые шаги в беседах-проповедях...

Наблюдая из тени, как из зрительного зала, на ярко освещённую солнцем сцену пляжа, разглядывая детей и их родителей, я получал массу «информации для размышления», так необходимой для моей профессии, причём из жизни, а не из книг.

Такое времяпрепровождение каждым летом продолжалось около 30 лет – это была отличная академия изучения семейной жизни, и главным образом, взаимоотношений матерей со своими детьми. Сколько их прошло за три десятилетия – «начинающих мам» и их младенцев...

Одним из главных открытий, поразивших меня, было наблюдение за «потоком» детей, практически, поголовно к полутора, двум, трём годам с серьёзными сколиозными изменениями позвоночника. Я был в то время в растерянности и беспомощности, пытаясь найти и объяснить причину этого явления...

* * *

И лежание на спине в «смирительных рубашках» пелёнок, и пребывание на руках у матери, и сидение в кроватке, и стояние, уцепившись за загородку – всё это гиподинамия, т.е. недостаток движения, который вызывает естественное физиологическое недовольство жизнью, а отрицательные эмоции и естественные капризы – углубляют дыхание. Кроме всех соматических (телесных) болезней, которые являются результатом глубокого дыхания, происходит также «...отравление нервной системы, снижает разум человека – в первую очередь (последствия ), поражает нервную систему и кору головного мозга». (стр. 17)

* * *

Есть ещё важный момент, который заметили педагоги-психологи – десинхронизация полушарий головного мозга. Левое полушарие считается логическим, а правое – интуитивным. Именно во время ползания наиболее мощно, целостно и комплексно работают левая и правая стороны всего тела.

И если период ползания не отработан, скомкан (да и где ползать-то – в кроватке? в коляске? в загончике? …), то эта десинхронизация полушарий головного мозга сопутствует человеку всю его жизнь. Тем более, всё обучение (школа-институт) рассчитаны на левое полушарие (логика), а оно руководит правой рукой (и стороной), которой пишут-пишут... (да и делают всё остальное).

Понимая это, становятся понятны истоки безумия современной цивилизации королевство кривых зеркал» – читайте «краткий курс»).

* * *

О лежании на спине (это мельком упоминалось выше) как «позе унижения и поражения».

Во всём животном мире действует инстинкт сохранения не только себя, но и всего своего рода-племени. Стычки между особями за первенство присутствуют постоянно, но они носят щадящий характер. Часто более сильный «берёт на горло» (рычит). Устрашил, «конкурент» понял – конфликт исчерпан. Если и происходит бой, то «до первой крови». Поражённое животное (у волков, собак) опрокидывается на спину и открывает незащищённый живот. Порычав для острастки («Помни, кто я!») – победитель спокойно отходит. Рыцарский закон: «Лежачего не бьют!» (в животном мире...)

Только среди «людей» бьют и добивают лежачих (в боевых искусствах – это «подсечка» и добивание).

Эти законы в животном мире вырабатывались миллионы лет.

Рождаясь на свет, ребёнок приходит с телом, физический разум которого (разум клеток) знает всё – как выжить в этом мире.

У любой волчицы «хватило бы ума» носом перевернуть на живот лежащего на спине «маугли», чтобы он пополз выполнять свою жизненную программу – двигаться, щупать, нюхать, смотреть – изучать мир. Животная сущность новорожденного не может понять происходящего: или убей меня или дай жить... (двигаться, изучать этот мир).

«Крыша» в подсознательных программах съезжает. «Вокруг все ходят, живут, а я почему-то не в состоянии даже шевельнуться». «Лежу на спине – «униженный и оскорблённый» – что вам ещё надо?»

А «любящие» взрослые вокруг танцуют и поют с ним и над ним, или оставляют в этом положении и уходят...

И так на протяжении примерно целого года... А первый год – он равен всей жизни ребёнка. (Не понятно? Второй год равен половине жизни, третий – трети жизни, пятидесятый – одной пятидесятой жизни...)

Весь год (т.е. всю жизнь) идёт издевательство над сущностью, психикой ребёнка.

Он ведь не может догадаться, что это всё-таки когда-либо прекратится. Для того чтобы ждать, нужно иметь надежду...

И «на хрена» мне такая жизнь?» – «думает» ребёнок. В его животном подсознании растёт бессильная обида и агрессия против всего этого мира, этого стада, которое издевается над ним...

* * *

В памяти человека «Подсознательные программы» о беременности, родах, первых годах жизни не забываются, не стираются, а продолжают работать на протяжении всей жизни.

То, что мы осознаём, это, как говорят, «надводная часть» огромного айсберга», а то, что под водой (в подсознании) – оно и определяет течение, содержание и поступки всей нашей жизни...

А также столетия и тысячелетия безумного племени «гомо сапиенс» (!), неизменный девиз которого: «МИР ЕСТЬ ВОЙНА».