Рафаил.
«Искусство жить здоровым».
9.
Методы и практика освоения «Дыхания Жизни».
Четвёртый шаг. Медитативный бег.
«Да будет постоянным устремленье и непрерывным, как река».
«Не всплески волн, не водовороты мы чтим теченье ровное реки».
Из «Агни-йоги»
Время, примерно, начало 70-х годов. Познакомился с опытным йогом с Украины, который часто приезжал в командировку по основной работе в мой город.
Подробнее о нём планирую рассказать (е.б.ж.) в разделе «Йога».
И поведал мне он такую историю.
«Отдыхал я на берегу Чёрного моря. Лето. Песчаный пляж. Приятная компания. Интересные женщины.
И захотелось мне обратить на себя внимание. Так вот, небрежно, крутануть сальто, стоя на месте. Дело привычное, бесчисленное количество раз деланное и хорошо освоенное. Никакого риска. Вот только один момент не учёл...
Стоял я по щиколотку в морской воде. Волны накатывались и уходили... Группа собралась посмотреть, как я это сделаю. Подобные выступления для меня не в новинку – ничего особенного. Собрал своё внимание. Присел для прыжка вверх...
И в момент толчка ступнями уходящая волна как бы «выдернула» из-под меня песок. Я осознал это уже в воздухе, прыжок получился в пол силы, и, естественно, вместо полного поворота я сделал ровно половину и ... приземлился не на ноги, а на голову.
Хруст в шее, дикая боль, сознание моё уплывает... Но я собрал всю свою волю и не позволил себе потерять сознание. Вокруг меня – крики, охи, сожаления – надо срочно вызывать «скорую», но я категорически запретил им это делать. Попросил отнести меня на квартиру, которую я снимал недалеко от пляжа. Положили меня на одеяло и доставили «домой». Перенесли на кровать.
Поблагодарив их (находясь в полубреду), я попросил оставить меня одного. Был вечер... Вперемешку с потерями сознания всю ночь, до раннего утра занимался энергетическим тренингом.
Пояснение от Рафаила. В медицине подобные случаи нередки. Называется это – «травма ныряльщика». Человек с высоты ныряет в воду, а там мелко... – и втыкается головой в дно реки. Если после этого остаётся живым, то врачи его туловище, шею и голову заковывают в гипс, и он лежит неподвижно длительное время (около года).
Продолжаю дальше его повествование...
Как только на улице забрезжил свет – я начал пытаться сесть, предпринимать попытки сесть на кровати и свесить ноги. Боль была дикая – не пересказать... Не то, чтоб от движения – от малейшего шевеления, словно молнией прожигала она мозги и всё тело...
Не знаю, сколько времени это продолжалось, но надел я на себя спортивное трико и тапочки. Направился к двери, чтобы делать пробежку (по утрам я бегаю...).
Не буду описывать, как это всё было, поскольку и сам мало, что помню. Цеплялся за стены, обнимался с уличными фонарями... Благо, все ещё спали и никто меня не видел.
Но, примерно, через час, (конечно, бегом «трусцой» это назвать было нельзя), я уже «ковылял» ... Ещё через час, я думаю, это было похоже на медленную спортивную ходьбу, а к концу третьего часа я лежал на своей кровати и наслаждался отдыхом. С месяц я работал – тренинг, йога, лёгкий бег...
К врачам не обращался, всё восстановилось полностью.
Что всё восстановилось у него полностью, я имел удовольствие лично убедиться, присутствуя на его показательных выступлениях и восхищаясь его выполнением сложнейших йогических поз.
Для убедительности, что эта история мною не выдумана, раскрываю его имя: Дубинин Геннадий Николаевич из города Днепропетровска. Наведите справки. Местные йоги просто обязаны его знать. Правда, с тех пор прошло около сорока лет. Надеюсь, что он жив и здоров. Мой низкий поклон ему и благодарность за помощь в начальной стадии моих духовных устремлений.
* * *
Г.Н. Дубинин, г. Днепропетровск.
Фото с афиши его выступления в г. Куйбышеве, примерно 1973-74гг.
* * *
Есть пять основных поз – состояний физического тела, в которых мы живём, работаем и производим различные действия. Это – лежание, сидение, стояние, ходьба и бег.
В странах (цивилизациях) с древними и развитыми «корнями» психо-физической культуры, как, например, Индия, Китай, изучению и постижению этих основных поз-состояний уделяется огромное внимание, в общем комплексе воспитания и образования человека.
В Индии – это йога, в Китае – у-шу («путь воина»). В классической йоге, поза (асана) считается полностью освоенной, если ученик может находиться в ней абсолютно неподвижно в течение трёх часов. Любое шевеление – это изменение позы, смена всей (!) внутренней энергетики – отсчёт времени нужно начинать сначала.
Такое возможно только при «идеальной правильности» позы лежания, сидения и стояния (соответственно – шавасана, дандасана и тадасана), в которой обеспечивается свободная и полноценная циркуляция всех кровеносных и энергетических потоков физического и «тонких» тел человека, взаимосвязь и гармония всех его органов, систем и тел.
При внешней статике (неподвижности), внутри мастера асаны, в его «микрокосмосе», идёт полноценная жизнь и взаимосвязь с «Макрокосмосом».
В боевом искусстве, (при внешней динамике – постоянном движении – внутри бойца должна быть тишина и спокойствие) , для произведения поражающего удара (нокаута), необходимо, чтобы тело двигалось по определённой траектории и в решающее мгновение вся сила – энергия – проникла и «взорвалась» в теле – энергетике «противника».
Это великое искусство БЫТЬ, как в статике, так и в динамике.
В воспитании музыканта-исполнителя правильной посадке за инструментом необходимо уделять огромное внимание.
Опираясь на собственный полувековой опыт, утверждаю, что если органичная посадка (правильная для данного ученика) не будет найдена, то музыкант-исполнитель не состоится.
Искусство пения – это искусство дыхания. Без правильной позы (положения «певческого вдоха») дыхание не организуется.
При работе в школе, институте – процесс писания, успешность всей психо-интеллектуальной работы зависит от правильной посадки за столом (партой).
А работа за компьютером... То же самое.
По «выправке» в добрые старые времена отличали в толпе военного в штатском костюме.
Посадка кавалериста в седле...
Сутулая спина углубляет дыхание и делает его нездоровым, алчным.
Человек – существо прямоходящее. Любые сколиозные изменения в позвоночнике делают человека неполноценным.
При «идеальной» позе дыхание прекращается и сливается в единое целое с движением.
Всё это «на бумаге», конечно, абсолютно «голословное пустозвонство», а нужна практика, практика и ещё раз практика…
Вывод: В основе истинной «Физической Культуры» должно быть обучение и постоянное развитие и совершенствование в искусстве лежать, сидеть, стоять, ходить, бегать.
В пяти этих состояниях и находятся истоки полноценной, здоровой и радостной, творческой Жизни.
Вспомнилось – в какой-то книге прочёл: «Когда японец идёт, он думает о своих стопах». Мысль автора я понял, но выражена она не точно (или автор-европеец не понимает того, о чём он пишет…). А сказать надо было бы примерно так: когда японец идёт – он «думает» ногами, т.е. его сознание находится там, где действие.
Горе от ума! Мыслящим и осознающим должно стать всё тело.
* * *
Если в зрелом и «перезрелом» возрасте народонаселение планеты с лежанием, сидением, стоянием и даже с хождением всё-таки справляется «кое-как», то вот с бегом основная масса справляется «никак».
Когда животные или дети видят «цель» нужную, интересную им – они к ней не идут, а обязательно бегут, притом радостно и энергично. Даже домашние животные – собаки (которые живут в человеческих семьях и от этого основательно «дуреют и оскотиниваются»), с восторгом, снова и снова бросаются за палкой, брошенной хозяином…
Вы думаете, им нужна палка? Они «ловят кайф» от рывка, бега, от физического устремления к цели.
Я уж неоднократно упоминал выше, что «телесно» мы ничем не отличаемся от животных. В своей «пляжной школе», наблюдая за детьми младшего возраста (см. выше), я удивлялся и восхищался их подвижностью и неутомимостью. Если не жара и солнце не припекает, они часами могут носиться по пляжу, в то время как их мамаша, которой и до 30 лет далеко, утомлённо и лениво лежит на песке.
* * *
Напоминаю, «Дыхание Жизни» на уровне физического тела – это гармония, баланс кислорода и углекислоты (см. выше).
Физические движения активизируют выработку углекислоты в организме. Вспомните, как «астматичка» снимала приступы мытьём полов.
Движение к «Дыханию Жизни» на уровне физического тела – это дышать реже, поверхностно, а работать активнее.
Трудно придумать что-либо более дебильное, чем постельный режим во время болезни.
Человек лежит недовольный («За что мне это?!»), ждёт-не дождётся – когда это «наказание» закончится – «Алчное дыхание» расцветает; СО2 вымывается, все сосуды сужаются и зашлаковываются; выделительные процессы тормозятся, застойные явления «ширятся» и т.д.
А отсутствие движения, физической нагрузки не даёт возможности организму вырабатывать СО2 (углекислоту, которая расширяет сосуды и активизирует этим все выделительные процессы – выбросы ядов и шлаков).
Но, несмотря на все старания «белохалатников» и родственников, человека прикончить трудно. Всё-таки даже при постельном режиме чаще поправляются... Но времени на это уходит не в разы, а на порядки больше, чем при грамотном и разумном поведении при обострениях.
* * *
«История болезни учителя здоровья» заканчивается на том, что я начал выкарабкиваться из болота своих «болячек».
В «букете» проблем организма был, в частности, и радикулит. Какой-то «доброхот» мне посоветовал на ночь прикладывать электрогрелку на больную зону. Пока я не сообразил, что от тепла воспалительные процессы многократно усиливаются, до тех пор я просыпался утром совершенно обездвиженным. Но у меня уже был к тому времени в памяти рассказ об излечении «синдрома ныряльщика» бегом. И я, уговаривая себя, что «радикулит» – это не раздробленные позвонки, что моему приятелю было несоизмеримо больнее, со стонами и охами долго одевал на себя спортивную форму (до сих пор в памяти вспышки острой боли!), выкарабкивался на улицу, пытаясь осторожно делать что-то похожее на бег, но потихоньку, через час-полтора, уже прибегал домой, собирался и ехал на работу.
Ледяные обливания под душем (дело было зимой...), и лечебное голодание относительно быстро избавили меня от радикулитной напасти.
В дальнейшие годы иногда цеплял меня радикулит, да и сейчас иногда чувствую какой-то дискомфорт в пояснице, но я уже был и есть «во всеоружии» приёмов и методов само оздоровления.
* * *
Как-то, относительно недавно, позвонила по телефону моя сотрудница и охая сообщила: у меня «ЧП» – ни согнуться, ни разогнуться. Задав несколько вопросов, «посмотрев» её энергетику, вспомнив, что даме «под сорок», я понял – «радикулит».
Лечение, известное при любом обострении: «жрать» перестать на 2-3 суток; радикулит особенно «не любит» холодную воду и, конечно, бег. Но зная по опыту, что дамы, которым «под сорок», на бег ленивы, и что энтузиазма не будет точно, я вспомнил, что она занимается в группе «Танец живота». Так это то, что надо! Разогрев (изнутри!) и активизация поясничной области, ног...
В ответ на моё предложение я услышал – «Что Вы! Я шевельнуться не могу!»
* * *
Дальше мне объяснять на бумаге очень трудно. Эта дама занималась в моей школе, знала «слэнг» школы (как у любых профессионалов) и понимала (или хотя бы имела представление), что за этими словами стоит, на уровне физики ощущений
Помните (см. выше) выражение Блока: «Они там говорят о несказуемом!»
Чтобы понять, нужно сделать самому. Или хотя бы видеть, как это делают другие. Есть такое выражение: «Видеть – значит делать».
Конечно, смотреть и видеть – это разные вещи. Но только смотрящий увидит.
Практика – это всегда несказуемое. Говорить о ней трудно, а уж писать...
Любая духовная школа – это совсем не «всеобуч». Это – для избранных. И, притом, не просто к развитию в себе духовности, а к развитию духовности дорогой (тропой) именно этой школы.
«Палец, указывающий на Луну, не спутай с Луной».
Читая буковки и слова о реальных действиях, «мозгами» пытаясь понять словесные объяснения, советую помнить, что всё, что вы выносите из этого – это направление (палец), в котором нужно искать, пробуя и ощущая путь, дорогу внутри себя.
«Мысль о возможности – открытый путь».
При «очном» занятии с Учителем, он вас возьмёт «за ручку» и приведёт к нужному результату (полному или частичному).
При «заочном» обучении вы получаете «карту» с пунктиром вашего пути. С некоторыми ориентирами... А идти, искать надо самим.
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Но если вы пытаетесь развить в себе «взрослость» (см. «Краткий курс»), то заочное обучение предпочтительнее.
Пройдя самостоятельно и найдя искомое, вы уже не потеряете и не забудете найденное.
Кроме этого, в вас начнёт развиваться творчество и вера в себя.
Без «взрослости», творчества и веры в себя путь – только в «стадо баранов».
Вместо духовности пойдёт, «духовка». Есть прекрасное выражение на эту тему: «Корпоративная духовность».
* * *
Любой «нормальный человек», который при радикулите (а есть ли те, которые сумели прожить жизнь без приступов радикулита?) начнёт бегать или плясать «танец живота» или просто попробует делать резкие движения, свалится в такой «овраг», что больше не захочет этого пробовать.
Что можно сказать по этому поводу? Ну, например, что моя сотрудница через три дня позабыла о радикулите. Конечно, он ей о себе ещё сам напомнит (поскольку постоянно и ежедневно работать ведь так неохота, не правда ли?), но она уже знает, что надо делать в этом случае, и, главное, – какой надо быть.
А тому, кто «свалится в овраг», что сказать? Пожалуй, раз ты «нормальный человек», то надо было «посоветоваться с врачом». Так тебе и надо! Впредь так не поступай! Школа Рафаила для абсолютно ненормальных людей! Как и сам Рафаил тоже.
* * *
Есть два вида стратегии жизни (кармы) человека:
Карма послушания и карма инициативы.
Только сам человек должен (и самостоятельно!) решить, какой «стиль» жизни для него предпочтителен.
Если это «послушание» – то всё просто, «посоветуйтесь», посмотрите, как все «это» делают, найдите опытного руководителя и т.д. – и это во всех жизненных вопросах...
Если это «инициатива» – то, как говорят на Руси – «за базар надо будет отвечать» и всегда только самому. Отвечать за всё, что происходит, как внутри вас, так и в вашем окружении.
А для этого нужно быть взрослым и творческим... А поскольку взрослость и творчество – это диалектическое понятие и никогда не достижимое окончательно, то необходимо не ожидание результата, а мощное устремление в этом направлении.
Как только скажешь (подумаешь...): «Ну, уж в этом-то я «взрослый» и творческий», так Жизнь сразу устроит проверку и покажет, что это не совсем так или даже совсем не так.
Но ведь именно в этом и есть развитие, интерес к Жизни, радость творчества и движение к Самореализации.
* * *
Информация к размышлению: «Большинство всегда неправо» ...
В Японии говорят: «Можно поступить правильно, можно неправильно, а можно по-японски...».
Лично я для себя пытаюсь всю жизнь искать «японское» решение любой жизненной задачи.
* * *
Заключительная часть раздела «Причины болезней» заканчивается пожеланием – «Болейте на здоровье!» – поскольку, на самом-то деле болезнь – есть никакая не болезнь, как нам внушают «белохалатники», а очистительный процесс, движение к Здоровью.
Рекомендую время от времени перечитывать это, поскольку невежественные внушения медицинского лохотрона крепко сидят в головах народонаселения.
Как я уже объяснял выше, если хочешь подольше «поболеть» –
соблюдай постельный режим. Если же хочешь помочь своему организму в процессах
самоочищения – увеличивай физическую нагрузку (желательно до пота).
Подходит любая физическая активность – фитнесс клуб, спортзал,
велосипед, лыжи, коньки, танцы и т.д.
Выбирайте то, что вам ближе и интересней. Но все перечисленные
занятия – они искусственные, а ходьба и бег – это естественные
состояния человека. Они в нашей жизни должны присутствовать обязательно.
Если же бег, а тем более ходьба для вас затруднительны – то… Не
знаю даже, что и сказать. Это – начало «конца», «финишная прямая».
Хотите дальше жить – надо навыки ходьбы и бега восстанавливать.
* * *
Во время быстрой ходьбы и тем более бега, активизируются все жизненные процессы. Лёгкие, как «мусоросжигалка», – очищают кровь, кожа с потом выводит яды и шлаки, происходит разогрев всего тела. Во время быстрого и энергичного бега в организме происходят, примерно, те же процессы, что и в «целительном кризисе» (см. выше), только в ускоренном режиме.
И, естественно, если регулярно (а лучше – ежедневно) включать в свой распорядок дня быструю ходьбу, а лучше – бег, то пожелание «Болейте на здоровье!» вам не понадобится….
На стадионе меня постоянно обгоняют бегуны с шумным и глубоким дыханием. Бегают они для здоровья, но КПД (коэффициент полезного действия) у них ничтожен… «Одно лечат – другое калечат»…
Глубокое дыхание прожигает бронхи и лёгкие, спазмирует все сосуды в теле, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями, описанными выше, происходит волевое изнасилование себя.
Мягко говоря – глупо так оздоравливаться.
Помню, в одном старом советском фильме про солдат спецназа старшина скомандовал «марш-бросок» на 80км.
Солдаты побежали, читая хором:
Хо-ро-шо жи-вёт на све-те Вин-ни Пух,
От то-го по-ёт он э-ти пес-ни вслух.
В кинозале никто, конечно, не понял – зачем это? Но я как раз в то время отрабатывал дыхание в беге и сразу сообразил, что это делается для того, чтобы солдаты не «сорвали» дыхание.
Длинный выдох – на всю строчку, затем очень короткий вдох (глубоко вздохнуть не успеешь!) и вторая строчка – на длинном выдохе.
Это была мне подсказка, которую я использую до сих пор. Когда ситуация вынуждает меня быстро бежать, а также потом восстанавливать дыхание, то, вместо частых и глубоких вдохов, я делаю, наоборот, длинные и активные выдохи, а после этого – не вдох, а расслабление в лёгких (воздух должен сам входить в лёгкие) и опять активный длинный выдох…
* * *
За последнее десятилетие произошёл буквально «взрыв» авто-машинизации населения. И это превратило ежедневную практику активной ходьбы (или лучше бега) из желательной в необходимую.
Как я писал выше – «человеческий детёныш» закован в неподвижность от «рождения до аттестата зрелости».
Дальше он – вроде бы взрослый – и… покупает машину, садится, пристёгивается и едет в институт или на работу.
Приехав – садится – и «до звонка»… Закончив работу (учёбу) – садится в машину и едет домой. Приехав домой – он что делает…?
У некоторых бизнесменов работа в постоянных переездах по городу. Вдумайтесь во фразу: Целый день мотается из конца в конец города, оставаясь в полной неподвижности.
А, «заскочив» в очередной «пункт назначения» , он что делает? Конечно, садится, и … (ведёт переговоры, ест, пьёт…).
Притом, все переезды в условиях города – это активная нервно-эмоциональная нагрузка.
А стояние в пробках – это отдых? Сомневаюсь…
Все условия для развития «алчного дыхания», в режиме гиподинамии.
Всё – как в детстве, только вместо пелёнок – скован «железной рубашкой» автомашины (см. выше – о новорождённых).
При посещении общего отделения бани, меня постоянно раздражает вид оплывших жиром «беременных мужиков», примерно на пятом, шестом, седьмом месяце… И таких посетителей – подавляющее большинство! И молодые, и старые…
Как в песне Пугачёвой: «То ли ещё будет…».
Слышал, что в Японии модно иметь при себе всегда «шагометр» (прибор – счётчик, регистрирующий каждый шаг). Рекомендованная норма – 10 000 шагов в сутки.
Интересно, а сколько получается у нас с вами?
Учитывая постоянную потребность наших граждан в сравнивании себя со всеми, и для развития чувства патриотизма, предлагаю вызвать японцев на соревнование. Только несколько изменить предмет соревнования: хорошо им там в японских-то просторах каждому делать по 10 000 шагов в день, а нам-то – где ходить?
Поэтому я предлагаю соревнование: посоревноваться не в количестве шагов, а в количестве стаканов, рюмок и сигарет, из расчёта на килограмм веса и пересчёте на душу населения…
* * *
Убедившись, как описано выше, в эффективности бега при избавлении от радикулита, я стал использовать его как панацею в «лечении», и, главное, предупреждении любых других отклонений от здоровья.
Как с пожаром, лучше не тушить, а предупредить возгорание. Так и с «обострениями». «Болезнь» не сваливается неожиданно.
Взрослый человек, т.е. «отвечающий за базар», хотя бы внутри себя, обязан почувствовать приближение «обострения» за двое-трое суток. И немедленно начать принимать меры:
1. Очищение
желудочно-кишечного тракта.
2.
Прекращение приёма пищи.
3.
Активизация физической нагрузки.
Если всё сделано своевременно и грамотно, то пропускать работу (учёбу) не понадобится.
Освоив это на себе, с конца 70-х годов я начал требовать это от своих сотрудников и учеников.
В отличие от искалеченных дурным воспитанием «взрослых» – дети с этими задачами справлялись блистательно (если не мешали родители).
Выращено несколько поколений детей без уколов и прививок, без таблеток и хирургических операций.
* * *
С 1972 по 1984 год я ежегодно в августе месяце (12 раз) выезжал с детским коллективом (хоровым, вокальным) в пионерский лагерь. Количество детей колебалось от сорока до ста. И не было ни одного случая, чтобы врач пионерского лагеря нам бы понадобился, не было выпито ни одной таблетки.
Помню, в один из заездов, во всём лагере «бушевала» эпидемия дизентерии. Все отряды были захвачены этим увлекательным занятием, кроме моего. Во всех отрядах воспитатели усиленно мыли руки детям, я же не обращал внимания на это (всё было как обычно...). Когда к концу смены буйство поносов стало стихать, начальница лагеря стала допытываться у меня – в чём же секрет моей работы? Я внимательно посмотрел на неё, понял, что читать лекцию о здоровом образе жизни ей бесполезно, и очень серьёзно, глядя ей прямо в глаза, внушительно сказал: «Мой отряд заговорённый». Она как-то сразу поверила и стала держаться от меня подальше.
* * *
Как-то, в один из заездов, к воскресному дню (день отсутствия репетиций), «скопилось» в моём отряде около 5-7 детей с «обострением».
Я к тому времени, уже несколько лет «водил» группы медитативного бега со взрослыми (методику опишу ниже), но с детьми ещё не пробовал (не было необходимости, справлялись и без этого).
А здесь «скопилась» такая толпа «хилых», надо принимать меры, чтобы к понедельнику они были в «строю». Да и интересно было попробовать этот метод на детях. Собрал «больных», объяснил им своё предложение, сказал, что дело это добровольное, т.е. можно и отказаться, не бежать.
Но детям (в отличие от «взрослых») всё новое всегда интересно, и захотели все. Внимательно оглядев их, я хотел было одного мальчика не брать с собой, наедине предложил ему остаться и не бежать; вижу – у парня глаза становятся влажными. «Ну, хорошо», – говорю, – «тогда держись и не подведи группу». И не пожалел об этом – «пацан» держался, временами ему было трудно, я предлагал вернуться в лагерь, но он «сердито сопел» и терпел...
Был прохладный день, дорога по Бузулукскому заповеднику – песок и сосны, тишина, дикая, безлюдная природа и ... концентрация и медитация на беге, часа полтора-два.
Вернулись после ужина («больным» есть так или иначе не полагалось), хорошо обмыли детей тёплой водой с головы до ног (трубы к умывальникам шли открытыми по земле и за день солнцем основательно нагревались). Уложили «бегунов» в постель, напоили горячим настоем каких-то трав, и наутро все они стояли в строю «как новенькие».
* * *
Внутри нас существует Триединство:
Дыхание – Мысль – Взгляд.
«Алчное дыхание» – поток бесполезных хаотичных мыслей – бегающий взгляд, скачущий с предмета на предмет.
Остановка любой части из этой «троицы» даёт остановку и двух других частей.
Вставить нитку в маленькое ушко иголки; снайпер прицеливается из ружья; скомандуйте себе «опасность!» – неизвестно откуда и неизвестно в чём – и, в результате включённости, – остановка дыхания, исчезают все мысли, останавливается взгляд.
Тренировка
и развитие внимания – вот главное условие успешности духовной работы.
Концентрация – внимание собрано в одну точку, в одну мысль, в
одно действие.
Медитация – внимание на Целом, внутри и снаружи.
«Ушёл в себя? Нет, нет, вышел на простор».
В.
Сидоров
Сейчас мы разбираем и работаем над дыханием, но необходимо понимать и помнить, что Живое – это Целое, и делить на части и функции его можно только в своём воображении.
Любой жизненный акт – это Целостное участие, отклонение от этого
– болезнь, шизофрения (расщеплённое сознание).
* * *
Все предложенные вам для освоения «Дыхания Жизни» четыре шага, не требуют от вас ни денег, ни времени, ни специального места пребывания. Живите так же, как и жили. Делайте то, что всегда делали. НО... Станьте другими.
И
«Царство Божие» и «Ад» – это всё – внутри нас.
Развивайте в себе «взрослость и творчество».
Тогда быть в Раю или Аду будет вопросом вашего выбора (см. «Краткий курс»).
* * *
Стратегическая задача физического развития (культуры): дыхание – реже и поверхностнее; а физические нагрузки (!) плавно (!) увеличивать.
Идеальный вариант – в состоянии неподвижности, лёжа, сидя и стоя – дыхание останавливается (но это ничего общего не имеет с волевой задержкой дыхания).
Это не достигается упорной тренировкой – это выращивается.
«Когда весна приходит,
трава растёт сама».
«Не тяни куст из земли,
чтобы быстрее рос».
«Не торопи беременность».
Любая торопливость, озабоченность результатом даст только новые, «утончённые» формы того же «Алчного дыхания».
Вернитесь к началу этой главы «4-й шаг» и перечитайте эпиграф.
* * *
Способствуют уменьшению дыхания:
– Прямой позвоночник.
– Положение головы – она как бы «всплывает» и тянет за собой все позвонки вверх.
– Взгляд вверх – глазами, а не головой (вниз – углубляет дыхание).
– Сомкнутые руки (раскрытые – активизируют дыхание).
– Руки на бёдрах, но тыльной стороной (ладонями – дыхание активизируется).
– Ступни – пальцами вовнутрь (наружу – дыхание активизируется).
– Взгляд (осознанный) – на одну точку («бегающий» – активизирует дыхание).
– Любое спокойное, неторопливое, полностью осознанное действие.
– Физическое, положительное чувство: ощущение, слушание, созерцательное разглядывание, вкусовое, тактильное и т.д.
* * *
В первой половине 90-х годов, одна из групп моей школы здоровья «Ноев ковчег» занималась в соседнем городке, до которого из областного центра езды было ровно час на автобусе.
Группа занималась один раз в неделю – одно занятие лекционное и новый практический материал – проводил я и моя помощница-инструктор; другое занятие – семинарское – усвоение материала, детальная проработка, ответы на вопросы – проводила инструктор. Мне приходилось 2 раза в месяц ехать одному в автобусе целый час. Группа работала около 2-х лет. Летом 3 месяца – каникулы. Учебный год – 9 месяцев х 2 года = 18 месяцев. Мои посещения – 2 раза в месяц. 18 месяцев х 2 посещения = 36 поездок, т.е. 36 часов в автобусе.
Не мне судить – какую пользу получили участники группы от этих занятий, но мне эти 36 поездок в автобусе по 60 минут дали невероятно много.
Я садился в автобус и на час выключал дыхание...
Не будь этих поездок, я бы, конечно, не смог «выкроить» такое количество времени на упражнения по остановке дыхания. А здесь от – безысходности ситуации – тем более что эта медитация хорошо подготавливала меня к работе.
Заняв место в автобусе, я выравнивал энергетическое поле всех попутчиков, вводил всех в состояние спокойствия, мира и доброты и начинал заниматься собой.
Спокойствие, мир и доброжелательность пропитывали все органы и клетки моего тела. Запомните слово – растождествление.
«Голова до прелести пуста –
Оттого, что сердце слишком полно.
Дни мои, как маленькие волны,
На которые гляжу с моста».
М.
Цветаева
С какой-то «высоты» я наблюдал за тем, что происходит в моём микрокосмосе. Не вмешиваясь и ничего не желая... Это бесполезно описывать, это надо пробовать и делать.
Дыхание как бы растворялось в общих энергетических потоках тела. Возникало состояние умиротворения и блаженства (ананда). Организм переходил на эндогенное (внутреннее) дыхание.
За все эти 36 медитаций я вздохнул «нечаянно» раза два или три. По своей оплошности – задремал, потерял управление группой, на остановке кто-то новый вошёл и резко заговорил. Я вздрогнул, проснулся и вздохнул... Но собрался, собрал попутчиков и продолжил «кайф».
С тех пор, в состоянии неподвижности, лёжа, сидя, стоя – в одиночестве – я перехожу на процесс эндогенного дыхания.
Прежде чем уснуть, «успокаиваю» дыхание, ворочаясь во сне, я стараюсь следить, чтобы дыхание не углубилось.
Картина
Владимира Кожанова, г. Самара
* * *
Семидесятые годы прошлого века. Называют их сейчас – период «брежневского» застоя. Господство идеологии, в которую не верили в первую очередь те, которые насаждали её. Но есть закон природы: «Каждому действию равно противодействие».
В плане духовности оно, в частности, выразилось в создании методики «Комплексного само программирования». Автор и создатель этого направления – Ян Иванович Колтунов. Профессионал-инженер, работал «в космосе» (т.е. всё засекречено...)
Получило это движение достаточно широкое распространение по стране. В Москве, в спорткомплексе «Крылатском», как писал журнал «Огонёк» (имевший тогда миллионные тиражи) – по воскресеньям на занятие с утра собиралось до 1500 человек. Это живое движение, и методика стала быстро распространяться по стране – втянуло в себя и нашу «подпольно-нелегальную» группу.
В начале 80-х, естественно, «идеологические органы» аккуратно подрезали «крылья» «Крылатскому», а у Я. И. Колтунова начались неприятности с властями, девизом которых был: «Души прекрасные порывы».
Я лично с Яном Ивановичем встречался два раза, один раз в Москве, будучи в рабочей командировке, другой раз в нашем городе – он плыл на туристском теплоходе по Волге – стоянка в Куйбышеве была несколько часов, и мы организовали ему встречу с наиболее инициативными участниками нашей группы.
На сегодняшний день из его методики наибольший интерес, на мой
взгляд, представляет разработанный им «Медитативный бег».
Я в это время основательно занимался йогой и «вгрызался» в методику Бутейко.
Поскольку ни в методичках Колтунова, ни при личных встречах о дыхании во время бега не было речи, то, естественно, в моей личной практике и с группами учеников, эти две методики слились в одну.
* * *
«Медитативный бег» (в моей практике) решает проблему избавления от «Алчного дыхания» и переход к «Дыханию Жизни» сразу с «двух сторон».
Уменьшение дыхания и наращивание физической нагрузки через бег идут одновременно, как бы навстречу друг другу.
У так называемого «здорового человека», по медицинским сведениям, 90% капилляров (мельчайших кровеносных сосудов) постоянно выключены из системы кровотока, по причине спазмирования и зашлакованности.
Активная физическая нагрузка в медитативном беге, в сочетании с уменьшением дыхания расширяет и раскрывает всю сосудистую систему и психофизиологическое состояние человека преображается.
Ещё задолго до открытия моей авторской школы здоровья, группы энтузиастов летом занимались на поляне «Фрунзе» («Барбашиной»). Поскольку я сам не так давно сумел «вылезти» из тяжелейшего заболевания, у меня была внутренняя потребность передать свой опыт другим.
Не было никакой формальной организации, было несколько «авторитетов», которые, чему-то научившись сами, водили группы. Люди, прибывшие на «поляну», сами выбирали для себя, к какому «инструктору» в группу им «устроиться» для бега.
Видимо, интуитивно предчувствуя свою будущую профессию «учителя здоровья», мне интересно было работать с ослабленными, больными, после операции, инфарктов, инсультов и т.д.
Естественно, такие ко мне и тянулись, поскольку после бега, ещё час-два люди общались на «поляне» и делились впечатлениями от занятия.
Чтобы сразу отмести недоумения по поводу физической нагрузки в медитативном беге для людей больных и послеоперационных – объясняю: рядом (с моей!) бегущей группой (теоретически) мог бы идти человек в совершенно спокойном темпе, и, возможно, он не только не отставал бы от бегущих, но и запросто мог обогнать, не напрягаясь. Но этот-то человек шёл, а группа бежала.
Рекомендую вам на практике найти разницу в движении шагом и бегом (без учёта скорости).
Группы мои собирались в количестве от 10-20 человек. Разбирались в строй парами или тройками, в зависимости от количества (группа должна быть компактная – инструктор бежит «с боку» и голосом даёт постоянные команды).
Основная «хитрость» моя была в том, что направляющей парой или тройкой я ставил самых слабых, а сильные бежали в «хвосте».
Темп бега определяли «направляющие» пары (или тройки), им должно было быть легко и удобно, а «сильные» приспосабливались к ним и помогали им своей здоровой энергетикой.
Критерий моего отбора в группу медитативного бега (под моим руководством) – Ходить можешь – значит, справишься.
* * *
Примерный план и некоторые методы проведения занятия медитативным бегом.
Выбор места проведения занятия, естественно,
желательно экологически чистое. |
|
Занятия группой более эффективны, чем
индивидуальные (как правило), но при наличии понимающего суть метода
лидера-инструктора. |
Если решено
заниматься одному, то учитесь приводить в порядок и организовывать свою внутреннюю
«группу». Внутри вас – целая толпа всяких «Я», которые постоянно выскакивают и
пытаются командовать: «быстрее...», «ну, хватит уже...», «не туда...»
и т.д. и т.п. Назначьте из этой толпы одного старшим и
поддерживайте только его своим вниманием и одобрением на период занятия.
Все сомнения и разборки – на потóм, во время анализа и «разбора полётов».
Перед
началом определить «правила игры»:
Группа – это со-трудничество,
а не со-перничество. |
|
Запрещены всякие разговоры между
участниками во время занятия. Общение – только с инструктором. |
|
|
|
Каждому члену группы на период занятия
необходимо максимально отключиться от своего прошлого и будущего – быть в «Здесь»
и в «Теперь». Всё остальное – на потóм. |
|
Инструктору – вежливо, но твёрдо
предупредить (!) участников о возможности удаления с занятия нарушителей
дисциплины, дабы не испортить работу всей группы. |
Взяв управление группой на себя, дальше руководить, и ни в коем случае не включаться «в перепалки». С нарушителями общение примерно такое: «Мы с вами обсудим это после занятия» или удалять.
Инструктору – не само-утверждаться, не заводиться, не поддаваться на провокации, а раствориться в группе, ощущая всю её, как своё продолжение, свой единый организм, за который вы несёте полную ответственность.
Помню в занятиях на «поляне» бегало много групп с разными инструкторами. Часто были случаи, когда у них во время занятия кто-то «сходил с дистанции»...
В своей практике я не могу припомнить ни одного подобного случая. Видимо, сказывалась моя первая профессия - «хормейстера», т.е. «мастера хора». Начиная занятие, я настраиваюсь на группу, как на единое целое, единый живой организм. Как это из «живого целого» может «отвалиться» какой-то орган?
Это важно при организации любой работы – толпу превратить в группу, затем в творческий коллектив, а творческий коллектив вместе (в ансамбле) способен решать любые задачи, помогая друг другу и взаимодополняя своими способностями и возможностями.
А чтобы стать эффективным лидером, руководителем – необходимо свою внутреннюю «толпу» – превратить в группу, а затем в «творческий коллектив».
При решении этой задачи руководство другими людьми не составит труда...
Закон – «Начни с себя».
* * *
Объяснения даю для работы с группой. При индивидуальных занятиях –
то же самое. Внутренних помех будет не меньше.
Встать в круг. Всем посмотреть – как по кругу протекает энергия от человека к человеку. По часовой или против часовой стрелки. Чаще, в этом правостороннем мужском мире и у женщин она течёт против часовой стрелки (индивидуально – проверьте, как вы бы сейчас помешивали чай? Так вокруг вас и течёт энергия в вашем биополе на горизонтали). |
|
Из солнечного сплетения (манипуры-чакры) выведите наружу светящуюся точку и начните её внимательно раскручивать вокруг себя по течению энергопотока. |
|
Почувствовав уверенность в этом «обёртывании» себя энергией – увеличьте орбиту светящейся точки и захватите в свой круг соседей справа и слева. (Инструктор подаёт команды и всё делает вместе с группой, одновременно контролируя свои внутренние ощущения и группу в целом). |
|
Плавно орбита «точки» увеличивает свою
окружность и постепенно каждый в группе захватывает всех. |
|
Это очень важный момент – создать и
прочувствовать единое энергетическое поле группы, которое необходимо
сохранить до конца занятия бегом. Если инструктор и группа
неопытные, и через какое-то время «общее поле» распадётся, то во время бега, не
останавливаясь, нужно повторить это упражнение. |
|
Группа выстраивается парами (или тройками) и начинает бег.
Инструктор бежит обычно слева (мужчина, как правило, правой стороной отдаёт
свою энергию), в середине или ближе к концу, чтобы вся группа была под его
визуальным контролем и всем был хорошо слышен его голос. |
|
Инструктору постоянно следить (это важно!), чтобы группа
держала «строй», т.е. пары (тройки) бежали «грудь в грудь» и расстояние между
парами было одинаковым. |
|
Не позволять ломать строй – это разрушает общую энергетику.
Держать до самого конца, пока не будет команды: «Можно разойтись». |
Теперь о темпе бега. Если вы отпустите сначала группу, то обязательно «сдуру» все рванут.
Опытные инструкторы моей школы продолжали бег группы в течение часа. Притом никто не только не уставал, а наоборот – набирались сил.
Поэтому, рекомендую такой приём, когда группа построится парами и
вы объясните все правила: держать строй, о внутренней работе и т.д. – советую
начать бег не вперёд, а для начала на месте. Не спеша,
как бы разминаясь. Постоянно ощущая общее поле и наращивая внутренне
желание бежать. Почувствовав, что группа созрела для бега, переходите на движение
вперёд.
Напоминаю – направляющими должны быть самые слабые
в группе, а сильные замыкать группу. |
«С
перепугу» и от дурного воспитания, полученного от физруков, слабые тоже могут «рвануть»
(!).
Темп
бега инструктору советую держать хотя бы в два раза медленнее, чем может и
хочет группа. |
|
Работу выполняйте не «сдельную» а «повременную».
Важно не расстояние, которое вы пробежите, а затраченное время – чем
больше, тем лучше, но при условии: «Счастливые часов не наблюдают». |
|
Держать заповедь: «Не навреди». |
|
Все участники должны быть так включены в процесс бега, чтобы не
заметили, как быстро пролетело время. |
Как правило – стихи пишутся на бумаге. Ценителя поэзии не волнует – какого сорта эта бумага. Он оценивает – поэзия это или «рифмоплётство».
В переводе на наше занятие – бег – это среда («бумага»), а медитация и концентрация – это главная работа («стихи»).
Бег я рассматриваю как анти-дыхательное упражнение.
Но работая с группой или бегая один, о дыхании я не говорю ни слова и никаких задач на тему дыхания не ставлю.
Нельзя искусственным (волевым) действием вернуть (восстановить) себе естественное дыхание.
Когда человек (и животное) концентрирует всё своё внимание на чём-либо, его дыхание всегда уменьшается.
Действие может быть непосредственное, т.е. направленное на конкретную цель, и опосредованное.
Поясняю: концентрируя всё внимание на содержании бега, мы при качественном выполнении этой задачи, обнаруживаем, что дыхание уменьшилось, или совсем остановилось (внешне), перешло в эндогенное (внутреннее), как бы, само собой.
Перевод же внимания на дыхание с целью его уменьшения всегда искусственен, ставится цель (!) в – «иметь» – и «алчность» увеличивается, а дыхание углубляется, т.е. приводит к противоположному результату.
* * *
Вот группа бежит, все «держат строй», вам удалось сдержать их «прыть» – им даже странно – разве это бег? «Дурное воспитание» требует напряжения – не отстать и всех обогнать!
Попросите их (и себя!) успокоиться и представить себе, что вот так
будет продолжаться не какое-то время и не до какой-то цели, и там всё закончится,
а всю оставшуюся жизнь…
Состояние – «Бег
– Жизнь». |
|
«Я всегда бежал,
и всегда буду бежать, и ничего другого не будет». |
|
Необходимо
внутренне принять эту ситуацию и согласиться с ней. |
После
того, как ситуация принята «умом», попросите группу (и себя) поискать удобство,
комфорт внутри себя от самого процесса бега. Как в физических ощущениях, так и
в «душевных». Закон школы Рафаила:
«Мы
делаем упражнение не потому, что оно полезно, а потому, что оно приятно».
Инструктору – не «заваливать» группу большим количеством разных «команд». Давать время на выполнение каждой из них. Чувствовать всю группу и каждого участника в отдельности. Корректировать выполнение. Чувствовать – вот это выполнено и лучше сегодня не будет, не добиваться (!), а вселять уверенность, но и не давать «засыпать». Не быть слишком серьёзным и «озабоченным», но и не превращать работу в балаган.
Ощущение чувства МЕРЫ – главное в любой работе (как во внешней, так и во внутренней).
* * *
Примерно здесь (на этом этапе) заканчивается, говоря музыкальным языком, «прелюдия», «увертюра» – вступление.
Группа работает, организована, «процесс пошёл» (в индивидуальном занятии – самому с собой – напоминаю: всё – то же самое).
Дальше возможно бесчисленное количество вариантов развития
событий. Это зависит от грамотности, эрудированности и творческого опыта инструктора.
Практически
все методы, тренинги, концентрации, медитации, аутотренинги, направленные на
работу внутри себя и обычно выполняемые сидя (лёжа) – можно выполнять и во
время бега. |
Я дал некий примерный минимум, который ни в коем случае не является программой, просто с чего можно начать, освоив это, можно идти дальше «вверх», «вширь» и «вглубь».
* * *
Более чем подробно я описывал выше, как нас, с первых минут рождения, зажимали, заковывали и обездвиживали в пелёнках в противоестественный образ жизни, в оковы «правильно-хорошего» поведения, воспитывали желание стараться, угодить, расписывали программу дальнейшей жизни и т.д.
Делали всё возможное, чтобы из альтернативы «Быть или Иметь» мы выбрали «Иметь».
Постоянно внушали нам – ведь чтобы «Быть», надо «Иметь», и никак иначе.
Эта «Алчность» на приобретение, добывание, борьбу за … – глубоко сидит в нашем подсознании и помимо нашего желания и осознавания определяет всю нашу жизнь.
Каждая система, орган, клетка нашего тела пропитана «идеологией алчности». Разница только в том, на каком уровне: деньги и вещи; способности и творчество; интеллект, замыслы, проекты и их реализация; нравственные качества, духовность, познание и устремление к так называемому «Богу».
Абсолютно все зажимы – психические, ментальные, духовные – обязательно отражаются на физическом теле в виде напряжений, неадекватных усилиях, резкости движений, страхе что-то сделать «не так» и т.д.
Закон школы Рафаила:
«Слушай своё тело – твоего
лучшего друга на Земле».
Лиз Бурбо
Только физическое тело, единственное из всех тел человека (см. выше), всегда находится в настоящем моменте, т.е. в «Здесь» и в «Теперь».
Поэтому только оно в состоянии адекватно реагировать на всё происходящее в настоящем моменте, чётко регистрировать все вызовы Жизни.
Первое впечатление, как правило, самое точное. Кого-то и что-то мы «не перевариваем»; «печёнкой» чувствуем, что не надо этого делать, а ум, воспитание с этими ощущениями не согласны…
Миллионы лет эволюции заключены в сознании и разуме клеток.
Поэтому я всегда начинаю любую работу с расслабления.
«Сосредоточиться – не значит
напрягаться, а совсем наоборот».
Валентин Сидоров (поэт Агни-йоги).
В йоге есть даже отдельное направление «Йога-нидра».
«Йога-нидра
приводит к состоянию релаксации, благодаря отвлечению сознания от внешних
впечатлений и погружению его в сокровенные недра психики». |
Свами Сатьянанда Сарасвати. |