Рафаил. «Искусство жить здоровым».
5. «Дыхание Жизни» –
второй
метод освобождения от «алчного дыхания».
* * *
За радость тихую – дышать и жить,
Скажите, мне кого благодарить?
О. Мандельштам
Если вы, хотя бы бегло, прочитали вышеизложенное о Бутейко и его методе, должны были бы заметить, что я с величайшим почтением отношусь к нему самому и его методу ВЛГД. И это действительно так.
Но я предупредил ещё в начале изложения, что моя цель – познакомить вас не с Бутейко и «бутейковцами», а с тем, что «выросло в саду Рафаила» за сорок лет работы по идеям Бутейко на практике.
* * *
Когда меня спрашивают – «Что такое здоровый образ жизни?» – я, с надеждой вглядываясь в глаза вопрошающего (может, поймёт...?), отвечаю:
«Здоровый образ жизни – это выполнять своё предназначение
на Земле».
Читая и даже пропагандируя мысли Бутейко, я понимаю и не забываю (для себя), что это – человек из «другого сада-огорода». Он с отличием закончил Первый Московский медицинский институт (ну хотя бы «Второй» - может, «второй-то» не такой «упёртый»), затем аспирантуру и защитил диссертацию (!).
Уже по анкетным данным мне виден диагноз – это врач, «белохалатник».
А потом ещё работал годы под руководством и в компаниях с разными академиками и профессорами медицины в лабораториях НИИ, т.е. он – «Человек Системы». Система его проглотила и переварила.
Как поётся в песне: «Вышли мы все из народа» – значит, и из Системы. Но и в «желудке» Системы иногда бывают сбои – и кобыла рожает жеребёнка с полосками зебры. В биологии это называется «телегония».
Так и Бутейко, на мой взгляд, «жеребец» из системы «кобыл», но почему-то полосатый...
Моё видение – «наш Штирлиц», работающий в гестапо и, естественно, как и научили отличника – «гестаповскими методами».
Освобождаясь от одного «капкана», важно не попасть в другой.
Вспоминается роман «Граф Монтекристо». Там описывается история, как узник долгие годы рыл подкоп, чтобы вырваться на волю, но ошибся направлением под землёй и вылез в соседнюю камеру...
Метод ВЛГД означает: «Волевая ликвидация глубокого дыхания».
В старинной русской тюремной песне поётся: «... старый товарищ бежать пособил – ожил я, волю почуяв».
Чуется мне: зверь, алчно раздувая ноздри, несётся по тайге... У человека «воля» – это всегда от Ума, Идеи. А ведь самая мудрая (на мой взгляд) христианская молитва:
«Да будет воля Твоя» (а не моя!).
Второе слово в названии метода – «ликвидация». В этом слове мне представляются сразу отряды солдат и матросов НКВД или бойцы спецназа, производящие «зачистку» чеченских сёл.
И третье слово в названии – «волевая ликвидация глубокого...». «Глубокое», «поверхностное» – вроде бы, человек-то учёный, но терминология какая-то ненаучная, неточная. Люди-то все разные! Как пел Высоцкий: «... чего б нам было – с семьсот на рыло!». Кому-то глубоко, а кому-то – по колено... Из четырёх слов названия метода: «Волевая ликвидация глубокого дыхания» – с первыми тремя совершенно не согласен. Остаётся четвёртое слово – «дыхание». Как могут сочетаться слова: «ликвидация» и «дыхание»?. Ведь дыхание – есть показатель жизни...
Мои попытки – во всём докопаться до сути – заставляли меня размышлять о том, что же не в порядке и что не нравится Бутейко в «дыхании»?
Сказано: «Стучите, и вам откроют». И мне «открыли»...
Как и все студенты-медики, под руководством профессоров, познавал он человека в анатомичке (!). Резали и ковырялись в трупах, и Бутейко, как творческая личность, чувствовал и соображал, что чего-то главного нет у трупа по сравнению с человеком... «Чего, чего?» – «Да дыхания и нет!» – видимо, его как-то подсознательно осенило...
* * *
Как было сказано в первой части – «Причины болезней» – главная проблема современной медицины – это ложные представления об анатомии и физиологии человека.
Человек, от которого я услышал эти слова, был антропософ и доктор медицинских наук из ФРГ.
Но «антропософия» в нём была на первом месте, а медицина вторична и «вытекала» она из первого, которое я бы перевёл как «Мудрость Создателя Человека».
* * *
«Как тяжело ходить среди людей и притворяться не погибшим,
И об игре трагической страстей повествовать ещё не жившим».
В 1910 году создан этот стих поэтом. Александром Блоком. В момент написания мной этих строк «на дворе» идёт 2010 год.
* * *
Школа здоровья Рафаила – это Здоровье физическое, психическое, нравственное и духовное в своей совокупности, целостности и неразделимости.
Создатель антропософии, принесший людям «Божественно-Человеческую Мудрость», пророк Рудольф Штейнер, объяснял своим последователям – прежде чем воспитывать детей, нужно понять картину Целого, Абсолюта, Вселенной, затем выяснить роль и место в этом Целом Человека и только тогда может быть понятно, как эту часть от Целого воспитывать, образовывать и, конечно, лечить.
* * *
Дыхание в человеке – это внешний материальный показатель обменных процессов с Целым, с Природой... (Вспомните притчу – «Залив и Океан») На самом деле обменные процессы идут на всех уровнях. Как внутри Микрокосмоса человека – между органами и системами, так и на уровне целостных обменов Микро- и Макро - космосов.
А если верить Астрологии, то у каждого органа, системы человека происходит постоянная связь с планетами солнечной системы и созвездиями.
Если не верить – то всё равно происходит, но, видимо, несколько хуже, чем связь осознанная.
Прилив – Отлив; Берём – отдаём.
Обменные процессы с Землёй, с планетами, с созвездиями. Кожное дыхание, нервные сплетения (чакры) «дышат»; каналы-меридианы берут-отдают...
Обмен чувствами, эмоциями, мыслями...
Каждый человек связан со Всем и с каждым в отдельности во всём Космосе.
Сводить лёгочное дыхание к балансу кислорода и углекислоты – это «правда», но не полная и очень маленькая правда. В школе Рафаила есть закон:
«Маленькая правда – это большая Ложь».
Другое дело, что до этой маленькой правды нужно ещё расти и расти медицинскому Лохотрону.
«Ох, и трудная это работа – из болота тащить бегемота».
Тем более, если он изо всех сил упирается... И, тем более, что всех «человеков», коими этот Лохотрон питается, это устраивает.
* * *
Как известно с глубокой древности, главное в дыхании – это извлекаемая из воздуха «Прана – жизненная сила». А так же необходима нам жизненная энергия Земли, Воды, Огня. И без этих стихий, как пели в старой песне: «... А как известно, без воды – нам ни туды и ни сюды».
Я не собираюсь углубляться в эту тему. В книжных магазинах имеется огромное количество литературы, а в Интернете, наверняка, ещё больше информации по этой тематике.
Не надо усложнять Жизнь, но и сводить её к схемам, описаниям, пониманию так называемых «учёных» – это в третьем тысячелетии, в моём понимании, «ниже уровня критики».
Жизнь, Бог, Любовь, Пространство, Время и многое другое – это понятия непостижимые для обычного человека.
А учёные и техники прекрасно справляются только с задачами уничтожения Жизни. Хотя я не сомневаюсь, что и на это есть Воля Бога (читайте «Краткий курс»)
«Неисповедимы Пути Господни».
* * *
Что я хочу сказать этим? Если совсем кратко, то – «Каждому своё». Идеи «Равенства» и «Братства».
Сейчас я пробегаюсь «галопом по европам». Планирую (е.б.ж.) это разбирать в другом цикле.
«Братство» – да, всех и со всеми. Но «Равенство» существует только потенциальное. «Старший – умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак». Упрощая пример, нельзя академика, маникюршу, олимпийского чемпиона, слесаря, бухгалтера и монаха пытаться загонять в одни рамки.
Человек рождается с определённой жизненной орбитой, возможностями и предназначением.
Кстати, маникюрши и слесари нами в жизни несоизмеримо больше востребованы, чем академики и чемпионы. Примерный уровень человека уже с детства несложно диагностируется видящими людьми, а также астрологами. Поэтому нет ничего страшнее общего образования и единых требований. Но пока – хватит об этом...
* * *
Кому много дано, с того много и спрашивается.
Бутейко выдаёт совет – клич женщинам:
«Дышите меньше и рожайте гениев».
Ну не надо так упрощать проблему...
Мой совет девице, собирающейся замуж (по этой теме) – подбирать себе не мужа, а отца для своих детей. Больше будет шансов получить желаемое.
Как уродуют в принятой системе воспитания детей, как «гениев», так и «нормальных» – более чем подробно рассмотрено выше.
Но «гениям» проявить себя в различных профессиях и искусствах всё-таки несоизмеримо сложнее.
Есть дурацкое утверждение, что «талант всегда пробьёт себе дорогу». Но мы знаем только о тех талантах, которые пробили себе дорогу, несмотря ни на что…
А те, кто не пробились? Значит, они не талантливы? И кто это дал такое заключение?
А как быть с мыслью Экзюпери, что в каждом ребёнке живёт Моцарт? Полвека педагогической работы с детьми дают мне право подписаться под этим утверждением. Нужно только создать условия для раскрытия его таланта, его предназначения.
Система воспитания и образования, сложившаяся во всём мире, делает всё возможное, чтобы этого не произошло…
* * *
Поэт-гений Александр Блок, уже в 1910 году написав: «как тяжело ходить среди людей и притворяться не погибшим», знал, что он фактически уже умер (в 30-то лет!)
Истинный поэт – это не талантливый «рифмоплёт», это – духовно развитое от рождения существо. И его необходимо готовить к исполнению своей миссии на Земле, как в развитых странах когда-то готовили царевича стать наместником Бога в своём государстве.
Как от рождения «развитое духовное существо», Блок понимал, что в детстве, юности, начале молодости Жизнь была в нём, а сейчас (в 30 лет) её уже нет. В 41 год он ушёл из жизни – физически.
Человек, так называемой «естественной смертью» не умирает одномоментно. Про современника Блока, гениального пианиста и педагога, который жил «ну слишком долго», коллеги по московской консерватории грустно шутили: «Гольдвейзер умер, а тело его живёт».
Отмирают «мозги и чувства», восприимчивость и адекватность, а человек сам-то не понимает этого, продолжает вести «творческую» жизнь, а окружающие делают вид, что всё так, как и было раньше…
Есть «шутка – «конец света уже наступил, но никто этого не заметил». На практике, это мало реально – кто-то заметить бы должен. А вот для одного субъекта, как в приведённом выше примере, это – вполне реальная вещь. Возможно, что бОльшая часть людей и уходит из Жизни подобным образом, который в народе диагностируется научно и точно как «маразм» (постепенное отмирание, разложение «тонких» тел, при относительной «живучести» физического).
Своим гением Блок понимал, что «…об игре трагической страстей повествовать ещё не жившим» – это занятие достаточно глупое.
Помню, когда-то давно читал воспоминание о Блоке его современника, и запомнился мне такой эпизод. Автор шёл на собрание сторонников какого-то духовного направления, модного в начале прошлого века. Он опаздывал к началу минут на 30-40. Поднимаясь вверх по лестнице, он увидел спускающегося вниз Блока. Спросил: «Вы уже идёте оттуда?» Блок презрительно махнул рукой в сторону двери, из которой он только что вышел и возмущённо произнёс: «Они там болтают о несказуемом!»
* * *
Одного поэта спросили: «Как вы могли бы определить словами – что такое поэзия?» И последовал гениальный ответ: «Поэзия – это то, что остаётся, когда забываются слова».
* * *
Вспоминается история примерно пятидесятилетней давности. Я был тогда студентом музыкального училища, и по студенческому билету единственного тогда профессионального музыкального учебного заведения в городе, нас бесплатно пропускали в оперный театр и филармонию на симфонические концерты. Чем я и пользовался, поскольку всегда можно было в антракт уйти без сожаления о материальных потерях.
Сидим мы с приятелем в филармонии, на сцене – симфонический
оркестр, конферансье объявляет, что исполняется и кто исполнитель. Глядим на
сцену…. Из-за кулис появляется дирижёр. Весь зал стал внимательно наблюдать,
как он проходит расстояние из-за кулис и затем осторожно взбирается на
дирижёрский постамент и делает зрителям что-то, отдалённо напоминающее поклон.
В ответ из зала ему – жиденькие и больше сочувственные аплодисменты. Затем
дирижёр не поворачивается к оркестру, а как-то, долго переступая ногами,
переходит из «позы стояния лицом в зал» в «позу стояния лицом к оркестру». Ещё
какая-то заминка с нотами, с дирижёрской палочкой, и в это время я шепчу приятелю:
«Как только прозвучит последний аккорд – сразу рвём в буфет,
компенсировать потерянное время бутылкой пива…» (Для молодёжи необходимо
пояснить – в «совдепии» бутылка пива была дефицитом, а в филармонии пиво было
всегда, видимо слушатели приходили всё-таки не за этим).
После того, как дирижёр, взмахнув руками, сделал ауфтакт, и оркестр заиграл… я умолкаю, как писатель (в начале я уже делал чистосердечное признание в том, что я не писатель, а говоритель). Если бы была лекция, семинар, т.е. живая аудитория, я бы как-то выкрутился в данной ситуации – начал бы говорить какие-то слова (любые, которые знаю!), но при этом у меня менялся бы тембр голоса, динамика, тесситура, жестикуляция, сверкающие глаза … и люди бы поняли, что происходило в тот вечер в зале филармонии.
В момент выхода на сцену дирижёра, видимо, все зрители продиагностировали его возраст – ну, лет так 98-99, пожалуй, не больше…
С момента первого аккорда оркестра , с ним мгновенно произошло какое-то чудо – ну, не судите, это всё, что я могу сказать словами… То ли он исчез, то ли появился, то ли занял трёхмерно всё пространство зала… Это было стихийное явление – «гроза в начале мая».
Я не помню, кто композитор, что за произведение, а помню, что в буфет мы не пошли, в антракте возбуждённо курили и обменивались с приятелем междометиями: «Да! Блин!» (правда, тогда этого слова ещё не сочинили, и, видимо, мы употребляли какое-то другое в том же значении).
Как «миленькие», мы отсидели оба отделения и дружно отхлопывали со
всем залом и , поставленными голосами озвучивали «Бис» и «Браво».
За прошедшие полвека впечатление в памяти нисколько не угасло. Перефразируя выше приведённое определение, что такое настоящая поэзия, можно сказать, что настоящее музыкальное исполнение – это то, что остаётся, когда забываются – кто композитор, как называлось произведение, музыкальные темы – а вот то, что живёт во мне все эти годы – это и есть соприкосновение с музыкой.
А фамилия того дирижёра – Стасевич. Конечно, автора и Создателя этой Мистерии я забыть не мог.
* * *
Дотошный и добросовестный читатель, внимательно вникающий в смысл данного текста (если такой найдётся…), по моему ощущению, примерно в этом месте должен возмутиться: «Совершенно не понятно, о чём идёт речь! Блок, Стасевич, равенство, братство, умерший толкует с ещё не жившими… Определение «маразма» вполне подходит к построению этой главы!
Согласен. Сразу иду в «сознанку». Намеренно «кручу-верчу» и не знаю – как мне выкрутиться из этой ситуации. Поскольку написать надо о «несказуемом»… Блок сбежал, когда о «несказуемом» болтали. «Мысль изречённая есть ложь», но, говоря с аудиторией, можно своей энергетикой соединиться с Истиной и попытаться подключить слушателей через себя к Ней.
В данном случае – «Несказуемое» - это «Дыхание Жизни». Можно было бы написать это определение в самом начале и предложить вам закончить объяснение на этом.
Кто знает, что такое «Вдохновение» (вдох!), легко поймёт и что такое «Дыхание Жизни». Но знающему вдохновение «мой скорбный труд» и не нужен. Ну, может, полистает так, от нечего делать, из любопытства – «Как это он для себя трактует?».
* * *
Как руководитель школы Здоровья – за «стасевичей» я не беспокоюсь – с ними всё в порядке. Меня волнуют «гольденвейзеры» и «блоки»!
У «стасевича», скорее всего, было слабое физическое тело от рождения, но он получил отличное воЗпитание, или от рождения имел «абсолютный слух» и Дар «Дыхания Жизни», который не смогли разрушить родители и воспитатели. В необходимые моменты жизни он «подключал» свой Микро к Макро Космосу, душу – к Богу, его «Залив» соединялся с «Океаном», и происходила Мистерия, Божественный Танец Жизни.
На всякий случай (для непонятливых), я объясняю: говоря о «стасевичах», «гольденвейзерах» и «блоках», я имею в виду не конкретных личностей, а «психотипы», «синдромы» (т.е. сумму симптомов), имеющих широкое распространение…
«Гольденвейзеру» от папы с мамой досталось «слишком» здоровое тело, а «Дыхания Жизни» хватило, видимо, только на юные и зрелые годы, а когда оно истощилось, и «Конец Света» для его Микрокосмоса настал, плавно и незаметно для него самого, но явно и заметно для окружающих, он ещё долго и «бессовестно» продолжал «жить», не понимая, в отличие от «блока», что уже умер.
Достаточно распространённый синдром в социуме…
Александру Блоку, в отличие от Стасевича и Гольдвейзера, которые были музыкантами, было значительно труднее. Он был писатель – поэт. А это означает общение с листом чистой бумаги. Изливай на него пришедшее к тебе вдохновение Жизни. Никто и ничто не мешает. Излил – и можно впадать в уныние, в «безнадёгу».
«Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала, и повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь»
1912 год.
Блок здесь уже не притворяется «не погибшим», как два года назад, в 1910 г. «Исхода нет». И смерть не поможет, опять будет то же самое…
«Повествовать ещё не жившим» ему уже не приходит в голову. Диагноз стиха – «Ночной тоскливый вой при свете тусклого фонаря…» Но талантливо, стервец, воет. Из высокого Эгрегора, вот только по ведомству «Кнута» (читайте «Краткий курс» - «Краткий курс в защиту Бога. или О пользе нечистой силы»).
А может, ему не надо было сбегать из компании духовной, в которой болтали о несказуемом? Ведь «Дар» был дан Богом ему не для того, чтобы гордиться и презирать братьев меньших. Гордых Жизнь опускает. Вот Она и опустила его туда, откуда (как ему кажется) «Исхода нет».
А как случилось, что поэт-гений потерял «Дыхание Жизни», начал «притворяться не погибшим»? Всё очень банально. Стих 1908 года:
«Я пригвождён к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне всё равно.
Вон счастие моё – на тройке в сребристый дым унесено…
И только сбруя золотая всю ночь видна…Всю ночь слышна…
А ты, душа…душа глухая… Пьяным пьяна… пьяным пьяна…»
Гольденвейзеру в отношении сохранения «Дыхания Жизни» было «легче». С похмелья не сядешь за концертный рояль и не сможешь работать со студентами консерватории. Он вынужден был соблюдать:
«Этику служения высокому Эгрегору».
И уж совсем «легко» «стасевичам». Симфонические оркестры состоят из десятков музыкантов (до сотни!). В лучших из них за пультами нередко сидят лауреаты международных конкурсов. Аккомпанировать приходится «звёздам» мировой величины.
Дирижёр просто талантливый – этого совсем мало. Нужны ещё и высочайшие человеческие качества. Музыканты оркестра видели и перевидели всяких. От «рентгеновских» их глаз ничего не спрячешь. Провалил не концерт даже, а репетицию – и ты уже в их глазах – кандидат на отчисление…
А на концерте – впереди оркестр, а сзади публика…. Вот это ситуация! Что тут можно сделать без «Дыхания Жизни»…
Дотошные американские учёные исследовали работу дирижёра. За два часа работы он тратит энергии больше, чем грузчик за восемь часов!
И самое интересное, ради чего я так подробно расписываю работу дирижёров. Исследователи их биографий выяснили, что наиболее талантливые из них достаточно долго живут и работают по своей профессии (несмотря на гастроли, переезды и хлопоты, связанные с этим…).
Подумайте на досуге, чем и как это объяснить.
Закон: «Звучать может только натянутая струна».
* * *
Строчка Блока «….а ты, душа…душа глухая…пьяным пьяна…пьяным пьяна…» поэтически талантлива, но абсолютно не верна и безграмотна по истинной «анатомии и физиологии человека».
Душа человека никогда не бывает ни пьяной, ни глухой. Она есть «искра Божия», частичка, «клеточка» Целого. А пьяным становится сознание Эго, одержание Рассудка эгрегором Алкоголизма, Алчности и т.д.
Я где-то читал, что Блок умер от голода в 1921 году, в возрасте 41 года. «Интуитивно-авторитетно» заявляю – диагноз «умер от голода» – неверный. Он жил в городе, его знала и восхищалась его поэзией вся Россия. Да, в 20-21 году, действительно, в стране был голод. Но нашлись бы люди и Блока бы покормили, не дали умереть… Просто его Душа решила, что дальнейшее пребывание в этом организме «алчного дыхания» бессмысленно и покинула тело.
Поэты-самоубийцы Есенин, Маяковский, Цветаева, Мандельштам погибли примерно по той же причине. И неважно, как на самом деле было – они сами нажимали на курок и засовывали голову в петлю, или им помогали это сделать «соответствующие органы» – «без Его ведома волос с головы не упадёт».
Если кто-то поправит меня тем, что Мандельштам не был самоубийцей, а «сгинул в лагерях» – да знаю я это. Но написав и пустив «по рукам» свой гениальный стих о Сталине, он что – был глупым и не понимал того, что «нажимает на курок»?
* * *
Помня, что пишу я не литературное эссе, а главы Школы Здоровья, хочу в очередной раз объяснить «ОБ чём идёт речь».
Мне важно, чтобы читатель не что-то понимал в приведённых примерах, а понимал смысл, который я пытаюсь в них вложить (может, не всегда умело, но это меня мало волнует). Рекомендую услышать и пытаться понять слова «вестника», а не разглядывать и оценивать его.
«Когда надо, и муравей вестником будет»
Агни Йога
* * *
Когда мама мечтает родить и воспитать талантливого (или лучше бы – гениального) ребёнка, чтобы всем предъявлять его – «вот, это мой ребёнок», она не понимает и не ведает, какой «тяжкий крест» ляжет на неё и какая ответственность (естественно – не перед юридическими органами...), если это на самом деле произойдёт...
Если бы в её, надеюсь, красивой головке было бы хоть малейшее понимание этой ответственности (кстати, напомню, дети в младенчестве все талантливы...), то она не позволила бы «белохалатникам» делать её ребёнку прививки, пичкать его таблетками, вырезать, с точки зрения невежд, лишние (!) органы – гланды, апендикс, и, уж тем более, засовывать его в ОБЩЕобразовательную школу, где его будут «кормить» тем, что «хавает весь пипл».
* * *
В этом плане особенно показательны судьбы двух самых великих супер-гениев России – Пушкина и Гоголя.
Мой диагноз – они оба поэты. У Гоголя «Мёртвые души» – поэма. Да и вся его остальная художественная проза – это тоже поэзия.
* * *
Всю жизнь мне было постоянно некогда. Мечтал – вот выйду на пенсию – буду лежать на диване и читать только Пушкина и Гоголя, и притом вслух, наслаждаясь звучанием...
Второе десятилетие на пенсии… Пушкин и Гоголь терпеливо дожидаются своей очереди, стоя на полке (своевременно приготовил их...).
Год назад оставил свою очередную школу – ну вот, уже теперь!..
Теперь (блин!) пишу тексты Рафаила!
* * *
Детство и юность Пушкина хорошо известны. В доме Пушкиных собиралась Элита общества тех времён. Изысканные манеры, языки, гувернёры, блистательные умы…
А затем – Царско-сельский Лицей – юноши отобраны из избранных… Преподаватели – «сливки» российской интеллигенции… Сам Царь курировал это учебное заведение!
О детстве Гоголя – каким оно было – мне не попадалось ничего узнать. Но недавно, к его юбилею, шёл сериал по ТВ, где рассказывалось, в частности, и о его детстве. Не смог смотреть (хотя изначально мне было это интересно), насколько маленькому Гоголю с детством не повезло…
* * *
Известно выражение: «Все мы родом из детства».
Сравнивая творчество этих двух бесспорных гениев, я обнаружил (нигде не прочитал!), что у Пушкина нет ни одного отрицательного героя, а у Гоголя – нет ни одного положительного… (!)
Интересно бы услышать соображения и возражения специалистов и знатоков литературы, к коим себя категорически не причисляю.
И ещё очень важное сравнение.
В жизни есть два момента самых главных – это рождение и смерть. Как их рожали мамы, нам неизвестно. А вот смерти их достаточно хорошо известны и даже описаны разными авторами.
Смерть Пушкина – элегантная и красивая – на дуэли, за честь жены! Да и потом – недолго мучился, всеобщее соболезнование и торжественные похороны. Сам царь оплатил его карточные долги, чтобы честь и память о нём не были запятнаны.
Умирание и смерть Гоголя были безумными, ужасными и отвратительными. Как только «эскулапы» ни издевались над ним! Не буду описывать, кому интересно – эту информацию несложно найти. Гоголь страшно боялся, что его закопают живым, и по его требованию в его гроб были вставлены трубы, чтобы, в случае оживления, он мог дышать через них и кричать…
По завещанию, на могилу приходили какие-то люди, слушали и кричали в трубу – жив он или умер.
В начале советской власти эти факты, связанные со смертью Гоголя проверяла специально созданная правительственная комиссия. Нашли дыры для труб в крышке гроба. А когда гроб вскрыли – увидели, что скелет лежит на боку. (Всё я это видел в телевизионном фильме).
Закон Школы Рафаила:
«Ничто не мешает нам быть счастливыми,
кроме дурного воспитания».
* * *
В природе ни один элемент, вещество или субстанция не встречаются в чистом виде. Всё смешано-перемешано в Целом. В «плохом» человеке – больше плохого, а в «хорошем» – больше хорошего.
Так и «Алчное Дыхание» и «Дыхание Жизни» разбавляют и дополняют друг друга. Они – из одного Источника, но «Ведомства» разные (см. Краткий курс). И, видимо, свободная воля человека и заключается в том – с каким «Ведомством» максимально или минимально сотрудничать.
Абсолютное «Алчное Дыхание» – это уже не человек, а Демон Зла.
Абсолютное «Дыхание Жизни» – видимо, Архангел (или ещё выше…)
Пушкин так продиагностировал общность Неба и Земли: «Нет правды на земле, но нет её и выше…»
Удивительно, что Лермонтовский сюжет о любви Демона к земной женщине Тамаре был повторен Блоком (я нашёл…) в двух стихах. Ну, как это так – талант Блока – и заимствованный сюжет? Мне кажется это странным.
Но что-то же подвигло его на это?
У меня возникает два возможных варианта. Или это – вполне реальная история (ходят такие байки...) – любовь между Демонами (или инопланетянами – какая разница...) и земными женщинами; или «Алчное Дыхание» гениальной человеческой личности разгорается настолько, что он перестаёт быть человеком.
Если человек может стать Святым, то, по аналогии – возможно ему стать и Демоном (уже при жизни...).
Блок. Стих 1916 года (за 5 лет до смерти):
Демон – обращаясь к Тамаре:
«Ты, знаешь ли, какая малость
Та человеческая ложь,
Та грустная земная жалость,
Что дикой страстью ты зовёшь?»
Человеческая дикая страсть для поэта с «алчным дыханием» – лишь «грустная земная жалость»...
Его возвышенная мечта – о страсти демонической, не достижимой в этом физическом теле.
* * *
А стихи самого Лермонтова, совсем ещё юного и начинающего поэта – вот где кипящая страсть алчности – всех сжечь, растоптать, уничтожить...
«На смерть поэта».
«А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой, стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!»
И угрозы:
«Но есть, есть Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт…»
и так далее...
Откуда у молодого человека, кстати, самого «потомка прославленных отцов», такая клокочущая ярость? Ведь никто не убивал Пушкина намеренно, была честная дуэль, умер, как сам и предсказал в «Онегине» – «паду ли я, стрелой пронзённый»...
Посмотрим детство Лермонтова. Его богатая бабка выгнала материально бедного отца-зятя; отстранила от общения с сыном; мать – слабая, ревнивая, больная… Умирает, когда сыну было всего 3 года. Бабка берётся за воспитание своего гениального внука и отдаёт на обучение (не помню точно, но, по сути, правильно) в «учебно-кавалерийский корпус». Видимо, в молодости ей нравились гусары...
Михаил Лермонтов – по таланту, не менее одарённый, чем сам Пушкин, а может, был бы и значимее, в перерывах между строевыми и кавалерийскими занятиями общается с волевой бабкой, определяющей его судьбу.
И поэт, несомненно, от рождения имеющий развитую духовную сущность, пишет такие строчки:
«И скучно, и грустно, и некому руку подать...»
Диагноз: «Алчное дыхание» окончательно перекрыло «Дыхание Жизни». Он ищет смерти, напрашивается и в 27 лет (!) получает избавление от внутреннего жжения и неприятия Жизни.
Глупая и бессмысленная дуэль, если уж и не с другом, то с хорошим приятелем, уважающим его талант...
Где бы нам найти ещё одного гения – поэта, который бы написал стих «На смерть Лермонтова» и обличил бы «нехорошее» общество, загубившее жизнь такого гения планетарного масштаба...
Диагноз с точки зрения «Дыхания Жизни»:
Поэзия «алчного дыхания» – это блюдо со специями, приготовленное искусным поваром из протухшего мяса.
Осетрина третьей свежести. Аромат кладбища. Некрофилия.
* * *
Первая часть «Метода Бутейко» заканчивается моей попыткой показать читателю, что он шагает по жизни, как по этапу, заключённый цепями общественной морали, мировоззрением «калейдоскопического идиотизма» и алгоритмом жизни – «Институт, Семья, Могила».
И задал я такой риторический вопрос:
«Вы в этой (своей) жизни Живёте или Выживаете?»
* * *
Этот разговор о Блоке, Пушкине, Лермонтове, Гоголе – он не про вас?
Встретив своего давнего друга (подругу), вы не убеждаете его (или её) изо всех сил бодрым и весёлым голосом, что вы не только не погибший, а совсем наоборот, живой, и разве не перечисляете уверенно свои достижения и приобретения?
А, расставшись и идя в свою сторону, не обнаруживаете ли, что, несмотря на эти свои «достижения и приобретения», вообще-то, «и скучно, и грустно, и некому руку подать»?
А эти всякие «кремлёвские», областные, городские «надменные потомки, известные подлостью прославленных отцов»... «Но есть (на них!), есть Божий Суд – наперсники разврата!» Не уйдёте, не открутитесь...
Чтобы совсем окончательно не портить вам настроение, не буду поминать служебных начальников, и «не к ночи будет сказано» – соседей и родственников...
Тысячелетия, столетия проходят, раньше писали гусиным пером, сейчас отстукиваем СМС по мобильному, а люди всё те же.
В газетах и программах телевизионных передач, «звёзды» шоу-бизнеса в очередь и, видимо, не за малые деньги, печатают планы и фотографии своих коттеджей и себя на кухне, на диване, в гостиной...
«Кто-кто, а уж я-то точно непогибшая...
А посмотрите, какой у меня муж, а какие дети!»
Смотришь – и видишь – а муж-то «объелся груш»!
И жалко становится и её, и мужа...
Как, по-вашему – живёт она или выживает?
Ведь со стороны-то это легко и увидеть, и понять.
С другой стороны, и как ей не посочувствовать, ведь она же знает, что у «абрамовичей», «прохоровых» (не будем поминать питерских) есть ТАКОЕ...
Как только подумаешь – и алчное дыхание переходит в астматическое.
* * *
Мне не кажется, что мне удалось объяснить, что такое «Дыхание Жизни», но я уверен, что я достаточно постарался объяснить, что Дыханием Жизни не является. В заключение этой части, я приведу вторично цитату из книги (понимая, что вы не броситесь её искать):
Вопрос к К.П. Бутейко. «Чем внешне отличается бутейковец?» (стр. 72).
Ответ: «Очень многим. У него красивая походка, приятная речь, завидная лёгкость в теле, сосуды у него эластичны. Щёки свежие и розовые. Лицо умное. Голос мелодичный, чистый, спокойный, каждое слово произносится на паузе. Бутейковец не похож на вечно унылого нытика, ибо он держит всё в своих руках и уверенно решает все свои проблемы. Он одержим, оптимистичен и уверен в себе. У него нет врагов. Он не способен угаснуть. Ибо смело шагает в вечность».
Пока я всё это переписывал из книги, я с удовлетворением убедился в том, что я – точно не бутейковец. Хотя ничего не имею против «свежих и розовых щёк» и «умного лица»... Я не всегда уверенно иду даже в соседний магазин, как бутейковец «шагает в вечность».
Бутейко – человек прорыва. Ему нужны такие сотрудники и последователи. Он пытается «взорвать» этот медицинский лохотрон. Он – врач, и у него – своя задача – дать метод ВЛГД, который заменит всё это грандиозное «химиоотравление» человечества.
Я же – человек синтеза, и «химиоотравление» считаю не самой главной дуростью народонаселения Земли. «Королевство (скорее, «Всемирное Царство» – из-за глобализации) Кривых зеркал» – всё направлено на то, чтобы «Человека-Зверя», который может стать Богом, превратить в «Человека-Скотину» – тупую, ленивую, завистливую и агрессивную.
Задача врача – вернуть человеку Здоровье. Но здоровье, как и деньги, не может быть целью.
Здоровье и деньги – это средства для реализации своего Предназначения.
А предназначения своего человек не может знать. Он должен постоянно и внимательно слушать свою Душу, свою Со-весть и корректировать свои действия и направления.
Ведь голос Бога – тихий. А желающих поруководить человеком внутри (и снаружи!) масса. Организуют страстные желания, подсовывают мысли, аргументы... Создают ситуацию, искушения. Необходимо быть, быть живым, не «спать», «бдить», отслеживать происходящее внутри и снаружи.
«Идёшь налево – будь готов идти направо.
Причаливаешь – будь готов отчалить».
«Стремись к тому, что бесконечно выше и бесконечно далее тебя».
Валентин Сидоров, «Стихи-медитации».
* * *
А определение «бутейковца» чем-то напоминает мне «белокурую бестию», под марш «Дранк нах остен» уверенно шагающую в вечность...