Рафаил.
«Искусство жить здоровым».
13.
Методы и практика освоения «Дыхания Жизни».
Медитативный бег. Дополнение.
О визуализации в практике медитативного бега.
В этой главе я считаю необходимым направить внимание читателя на способность человека к «визуализации», не как увиденную, нечаянно всплывшую в полусне картинку, а специально и сознательно организованное ви́дение предметов, пейзажей, ситуаций, своих и чужих действий и т.д. Скорее всего, только человек, из всех живущих на земле существ, обладает такой способностью и возможностью.
О том, как это применять в медитативном беге, мне рассказывал автор этого направления – Ян Иванович Колтунов, о встречах с которым я уже упоминал в начале этого раздела.
«Визуализация», как термин, мне кажется неточным по отношению к той способности, которую я предлагаю вам развить в себе. Правильнее было бы сказать - «полноценное психо-физическое проживание жизненных ситуаций через визуализацию». Как в хорошем, красочном, ярком вещем сне.
Аргументы типа: «Я это не умею, у меня ничего не получится» - не серьёзные. От рождения мы не умели ни ходить, ни читать, ни писать и т.д., а ничего – справились, научились.
О практической целесообразности, а на моё мнение, даже, необходимости развития этой способности и умения, будет идти речь.
Во всяком случае, если я постоянно «талдычу» о дурном воспитании, продуктом которого является подавляющее большинство населения земли, было бы разумно, по контрасту, показывать наряду с «низпитанием» примеры «возпитания».
В начале, совсем кратко: изложение
смысла рассказа Колтунова Я.И. о визуализации во
время медитативного бега.
«Совсем кратко» – потому что это событие было около 30 лет назад, я его не записывал, да и детали не важны. Важна «Суть», а детали можно и мне вам произвольно дополнять.
Примерно, такое содержание рассказа…
«Наладив «бег-автомат», т.е. когда я в абсолютно
расслабленном состоянии, легко и непринуждённо бегу по трассе, глаза и ноги сами
выбирают дорогу, удобную и безопасную, я перехожу к «визуализациям». Ну, например, я люблю гулять весной по цветущему саду. Туда я
мысленно и направляюсь для поднятия общего настроения и самочувствия. Разглядываю возникшую передо мной изгородь и калитку сада. Подхожу. Открываю калитку. Вхожу. Закрываю её за собой (всё с максимально большим телесным ощущением и видимостью деталей). Иду по дорожке, разглядывая землю, траву, цветы, деревья. Вдыхаю аромат весны и цветения. Выбираю «понравившийся» мне куст, цветок или дерево, подхожу и начинаю внимательно рассматривать детали: ствол, ветки, листики, цветы; трогать их, осязая особенности прикосновения в ощущениях; вдыхая аромат, наслаждаясь кожей ласковыми прикосновениями весеннего ветерка и так далее… Включаю восприятия всех наших чувств». |
А далее следует самый интересный ход! Ян Иванович – не прерывает визуализацию сада, а (внимание!) переводит её на автомат, т.е. оставляет себя гуляющим по саду и наслаждающимся этим занятием, а сам возвращается «к себе», бегущему по дороге и проверяет себя бегущего, всё ли в порядке: не появились ли где зажимы в мышцах, не углубилось ли дыхание, а это признак ухудшения общего психического состояния.
Всё «подчистив и поправив», он переходит к следующей картине этого спектакля.
Ян Иванович владеет йогой на высоком уровне и показывал мне большую пачку фотографий, где были запечатлены в его исполнении практически все позы, которые мне известны.
И дальше в визуализации, предположим, он решает идти на берег реки или моря (благо – возможности не ограничены!), там стелет коврик для гимнастики на песчаном пляже.
Ложится на спину в шавасану и, расслабляясь, наслаждается мягкостью песка, успокаивающим шумом прибоя, живительным морским бризом, голубым небом, ласковыми лучами солнца, солёным запахом моря… Придя в безмятежное состояние, он начинает плавно входить (предположим) в несложную позу «берёзку» – стойку на плечах, руки, локтями упираясь в пол, поддерживают бёдра. Как утверждают авторитеты йоги, в этой позе время идёт вспять, человек молодеет.
Поймав все ощущения этой позы – кровь от ног сливается вниз, устойчивая стойка, – найдя удобство в стоянии на плечах и комфорт, ощутив (повторно) все прелести природы данного места пребывания, Ян Иванович (опять внимание!) переводит продолжение исполнения позы «на автомат» т.е. медитация продолжается, но без его осознанности (спускается в подсознание…), а сам возвращается «к себе», бегущему по трассе и опять проверяет, всё ли там, в порядке в работе автоматического бега (как наладчик станков-автоматов).
Всё «подчистив» и «подкрутив», он вспоминает, что у него на работе (а работал он в серьёзной засекреченной тогда «конторе», которую все называли «Космос») есть проблема, которая никак не поддаётся решению. Тогда он «направляется» в свой кабинет, садится за рабочий стол и начинает чертить графики, продумывать планы и варианты действий…
Почувствовав, что работа наладилась и пошла, он переводит её на «автомат», а сам возвращается к себе бегущему.
Он рассказывал мне более длинную цепочку различных жизненных ситуаций-сценок, но я ограничусь этими тремя. Надеюсь, общий смысл понятен…
Вернувшись к себе, бегущему по трассе, он начинает «ловить кайф» от самого процесса бега, любоваться окрестностями (если вокруг приличный пейзаж), в конце концов, везде есть небо, солнце или тучи, воздух, жизнь… На этом этапе можно (и желательно, при хорошей физической тренированности) ввести темповые изменения, то ускорение, то замедление – это снимает однообразие, и тело этому радуется.
После этого начинается обратный этап. Опять, установив бег-автомат, Ян Иванович «покидает» трассу и входит в дверь своего кабинета, где «он» всё это время продолжал работу над производственной задачей. «Входит» в процесс и, как правило, обнаруживает, что дело продвинулось в своём развитии, что-то стало понятно или обнаружена какая-то ошибка в действиях. Если даже и ничего не прояснилось, не надо думать, что была проделана бесполезная работа. В таком случае, весь процесс поставленных задач компактно спускается в подсознание, с заданием продолжать изыскивать решение – загрузка внутреннего компьютера.
Когда решение будет готово, оно неожиданно само всплывёт в сознании, как озарение, в любое время, в любом месте. Даже лучше не вспоминать об этой проблеме, не срывать процесс своим вмешательством. Если же решения нет (можно при загрузке подсознания обговорить с ним время, отпущенное на эту работу), то, значит, не хватает «компьютеру» исходных данных. Тогда нужно процедуру повторить заново, ввести какие-нибудь новые элементы и отправить в подсознание, опять «обговорив» срок исполнения. Так можно повторять несколько раз, но любая задача или жизненная проблема оптимально решается именно этим способом, без озабоченного выражения лица и измученных бессонными ночами и безрезультатными думами глаз.
«Закруглив» работу в кабинете, вобрав в себя всю энергию, вложенную в эту картину, как бы «стерев всё с диска», Ян Иванович направляется на берег моря, где «он» стоит в позе «берёзка». Поблагодарив «себя» за хорошую работу, «он» делает грамотный выход из позы и переход в шавасану, т.е. лежание на спине, а затем не спеша, «с чувством, с толком, с расстановкой» выходит и из этой позы, собирает все свои вещи, прощается с морем, ветром, небом, солнцем и растворяет эту картину в себе…
Переходит в цветущий сад, делает «прощальные реверансы» «себе», как исполнителю прогулки, саду, всей природе, поющим птицам и т.д. – и растворяет картину в себе, вбирая энергию, выведенную для её поддержания.
И вот он опять бежит по трассе, смотрит на свои часы и, как он мне говорил, обычно на этот комплекс медитаций у него уходит около часа.
Возвращается в исходное место начала занятия или, если рядом, домой и при возможности, после длительной работы хорошо бы сделать «выход» из бега. Ведь, кровь вся скапливается внизу тела (из-за гравитации и сотрясений). Для этого хорошо полежать, поделать мягкие потягивающие упражнения лёжа. Поскольку, все внутренние органы у нас находятся в подвешенном состоянии, то за время длительного бега они, тоже, смещаются вниз. Поэтому, после упражнений лёжа, советую сделать перевёрнутые позы, чтоб оттянутые органы «встали на место», а кровоснабжение успокоилось.
Поблагодарив себя и Высшие силы, школу, учителей за занятие, можно переходить к обычной жизни.
О визуализации в повседневности.
Вспоминается одна история по этой же теме «осознанных, направляемых визуализаций», которую я где-то прочёл и, притом, очень давно.
С молодым человеком случилась тяжелейшая травма, типа той, которую я описывал в начале раздела «Медитативный бег» – при выполнении сальто на берегу моря прыгун приземлился на голову.
Здесь, видимо, было что-то другое, но в результате – тяжелейшая травма позвоночника. Врачи (таков метод) загипсовали ему всё туловище, чтобы он «не шевелил позвоночником» и положили на спину, примерно, на год.
Сейчас я не берусь судить о правильности такого метода, но метод такой есть. Лечащему врачу и пациенту виднее…
Интересно то, что было дальше. После такого длительного лежания, в результате которого позвоночник восстанавливается, естественно, гипс – снимают.
И вот тут-то и возникает у всех прошедших подобный курс лечения новая проблема. Пациент не только не может встать и начать ходить, но и сидеть не в состоянии.
В результате многомесячного лежания в полной неподвижности все системы, органы, мышцы туловища настолько атрофируются, что «несчастному» приходится проходить длительный период восстановления своей подвижности. И всем ли это удаётся полноценно восстановиться – «большой вопрос». У врачей есть прекрасная отговорка: «Медицина не всесильна. Мы сделали все возможное, что от нас зависит…»
Оставим «их» в покое и вернёмся к этому случаю. Позвонки у пострадавшего хорошо заросли, снимают с него гипс и … врач не верит своим глазам: под гипсом обнаруживается рельефная мускулатура, прекрасный цвет кожи, отсутствие пролежней и т.д.
Пациент сам (!) осторожно садится на кровати, спускает ноги и, цепляясь (на всякий случай…) за что попало, идёт по комнате. Фантастика! Мистика какая-то. Такого не бывает.
Начали разбираться в больнице: что? как? и почему? Оказалось, всё очень просто. Как только нашего героя «загипсовали», его навестил какой-то тип (вроде Рафаила!), который объяснил, что лежать в покое, как советуют врачи, - ему абсолютно противопоказано. Но, поскольку, находясь в гипсе, двигаться невозможно, человек этот обучил его…, я бы назвал это – «активной неподвижности».
Моими терминами это – «визуализация» + «идеомоторные движения» (как бы «два в одном флаконе»). Я, конечно, не знаю, чем и как занимался герой моего рассказа, но объясню, что делал бы я, оказавшись на его месте (Тьфу! Тьфу! Тьфу! – чур, меня!).
В школе Рафаила есть два вида гимнастики, близкие по характеру и исполнению. Это – «микро-гимнастика» и «идеомоторная гимнастика».
Микро-гимнастикой я могу заниматься где угодно, например, в ожидании или в поездке в общественном транспорте. «Я занимаюсь себе во всю», а никто этого не видит, поскольку движения настолько малы, что никто этого не замечает. Ну, например, начните делать движение пальцем, рукой или ногой с «размахом» в один миллиметр…
Начав движения с «больших» размахов, примерно, 2-3см, постепенно уменьшаю амплитуду, до тех пор, пока орган остановится, но движения будут продолжаться мысленно. Мысленные движения называются – «идеомоторными».
Попробуйте сейчас же начать «мысленно шевелить» каким-либо пальцем руки. Вы сразу же почувствуете, что мышцы пальца активизировались, началось движение энергии в нём.
Как сейчас говорят: «Короче!». Суть я объяснил. Молодой человек рассказал врачам, что все эти месяцы лежания он ежедневно часами «бегал кроссы», «катался на коньках», «плавал в воде», «подтягивался на турнике», «делал приседания», «прыгал через скакалку» и т.д. и т.п.
Ведь, весь этот период у него была масса времени, чтобы вести активный «физкультурно-спортивный образ жизни» (!). Естественно, что эта «идеомоторная» гимнастика, совмещённая с «визуализацией» и включением в процесс всех органов чувств, позволяла ему не просто шевелить мышцами, что само по себе уже совсем неплохо, а «бегать кроссы по лесной дороге», «купаться, нырять и плавать в реке» и т.д.
Естественно, что при таком «вылёживании» все травмы будут заживать «в разы» быстрее и эффективнее. А также, процесс адаптации к обычной жизни будет несложным.
Не удивительно, что этот случай не произвёл фурора в «медицинском лохотроне Королевства Кривых Зеркал» и я думаю, что никто о нём и не знает, кроме меня… Королевство Кривых Зеркал занято более серьёзными проблемами…
На принципе идеомоторных движений строится древняя методика «культуризма», которая в наше время переросла в «бодибилдинг» (то ли «дебилдинг», точно не помню названия), с помощью которого из потенциальных людей формируются «качки». Особенно красивы «дебилдинговые» женщины…
* * *
С помощью культуризма человек может изменить размеры и контуры своего тела. И самое интересное (опять), что для этого ему не нужно ни времени (специального), ни места, ни денег. А всего лишь (!) – надо проснуться и осознанно управлять функциями своего мозга и чувств.
Великий йог Вивекананда произнёс:
«Тело есть то, что из него сделала Мысль».
* * *
Лет тридцать назад я встречаю свою ученицу, молодую девушку и спрашиваю её: – «Что-то мне кажется, что у тебя изменились черты лица». «Да, изменились», – она отвечает, – «У меня были несколько широкие скулы. Я взяла и уменьшила их».
Не слабо, правда? Взяла и уменьшила, сделала по уже себе скулы.
Я, конечно, страшно удивился – каким же это образом?
«Так вы же полтора года назад нам рассказывали о культуризме. Вот я с того времени и работала каждый день. Больше я лицо себе не трогаю. Есть другие планы в работе с телом…»
* * *
В 70-е годы я десять лет работал директором и преподавателем хоровой школы. Лучшие (с точки зрения музыкальности) выпускники ежегодно поступали после окончания общеобразовательной и хоровой школы на дирижёрско-хоровые отделения профессиональных учебных заведений. На последнем (выпускном) году, учебным планом для них были предусмотрены еженедельные индивидуальные занятия для подготовки к вступительным экзаменам.
В учебных заведениях, куда они готовились поступать, обычно (в те годы…) месяца за два до приёмных экзаменов проводились членами приёмной комиссии консультации для будущих абитуриентов. Это было очень правильное и разумное мероприятие, ведь в творческих вузах просто правильный ответ на экзамене ни в какой мере не характеризует способности будущего музыканта-профессионала. В интересах вуза было отобрать действительно творческих студентов. И по результатам этих еженедельных прослушиваний по воскресеньям, к началу приёмных экзаменов, у членов приёмной комиссии были на руках три списка: 1. Кого надо принимать; 2. Кого можно принимать; и 3. Кого не… (это с современной массовой коррупцией в вузах не имеет абсолютно ничего общего).
Абитуриент, кроме профессиональных умений и навыков, на вступительном экзамене должен как-то «продемонстрировать» комиссии артистизм, самообладание на сцене, живость и естественность в общении и т.д.
Страх перед экзаменом может дать психический зажим, «ступор» или наоборот, суетливость, и абитуриент, одарённый от природы, не сможет выглядеть естественно.
Какое всё это имеет отношение к рассматриваемой теме «визуализация»? Самое непосредственное.
Последние 2-3 месяца до выпуска в нашей школе, каждый еженедельный
урок мы проводили как вступительный экзамен. Уроки наши были индивидуальные, но
мы с учеником расставляли стулья и «рассаживали» на них приёмную комиссию.
Некоторых членов ученик знал и запомнил при посещении консультации, некоторые
были моими бывшими сокурсниками или коллегами (хормейстеров обычно не так уж
много в городе). На каждом уроке их «фантомы» сидели на этих стульях. И моё
требование было, чтобы каждый раз «сидели» обязательно новые лица: «доброжелательные»
и «вредные», «молодые и старые» и т.д. В домашних занятиях подобная
«визуализация» слушателей и экзаменаторов, так же, была для учащихся
обязательна. Включались варианты различных «форс-мажорных»
ситуаций, ну, например: кто-то из комиссии во время
пения или игры на фортепиано закашляется или чихнёт; кто-то войдёт или,
наоборот, уйдёт; члены комиссии начнут разговаривать между собой или скажут
абитуриенту: «Ну, хватит. Достаточно». Я тоже иногда развлекался на уроке: ронял
стул, шарил в своём портфеле или что-то начинал читать или писать.
Конечно, любой испытуемый, любой музыкант, артист «считывает» всё это. Но его профессиональная задача: «удержаться в тонусе роли», не сбиться, не сомневаться и сохранить самообладание, естественность, живость, «не потерять лицо».
Несколько иной опыт и развитие профессионального качества педагога, артиста, музыканта – это «визуализация своего психо-физического состояния» в дни и часы работы, репетиций и, тем более, публичных выступлений. Нельзя (!) в рабочие часы уроков и выступлений плохо себя чувствовать, быть расстроенным, «потерять голос» и уж тем более, по каким-либо причинам, не явиться на работу (для учеников – на урок). Пропуск «по болезни» – самая неуважительная причина.
Это, конечно, даётся человеку не сразу, но это надо в себе воспитывать, и одно из лучших средств – это «визуализация» себя, своего состояния в необходимые дни и часы.
Человека, не владеющего этим, я считаю профнепригодным к работе, да и к деловому общению, как пьяницу или наркомана. Болезненность – это из той же «компании». Отработай, а уж потом дома болей, сколько в тебя влезет.
Между прочим, во время войны, боевых действий – больных не бывает ни в каких ситуациях, так же, как и во время пожаров, наводнений…
Психофизическое здоровье при любом общении в социуме – главное качество в действительном возпитании Человека.
Мой полувековой опыт педагога и руководителя различных детских и взрослых коллективов подтверждает, что дело это не только реальное, но и обязательное. Просто эту задачу руководителю надо основательно «визуализировать» в своём сознании. Тогда ученики и сотрудники проникаются этим.
Ну, так вот, абитуриентам за месяц до главного вступительного экзамена по специальности давалось задание каждый день вечером перед сном и утром первым делом при пробуждении чётко «визуализировать» своё общее состояние на время экзамена: внутреннюю готовность, жизнерадостность, собранность, доброжелательность, абсолютную уверенность в успехе (конечно, не болтать об этом, а иметь внутри).
Не было в моей практике ни одного ученика, не прошедшего по конкурсу; другими словами, в моей практике не было такого опыта: вот я, болею, болею, а где-то ученики или деловые партнёры меня ждут. И это не результат «железного» здоровья, а скорее наоборот – слабое здоровье и ранимая психика дали мне возможность и большой опыт «визуализировать» в своём сознании то, что подобная ситуация абсолютно не приемлема для меня.
* * *
В группе «Аве» (альтернативное воспитание) занимался у меня мальчик, очень восприимчивый к ощущениям тонких энергий – асаны из хатха-йоги не просто выполнял правильно по форме, но и легко схватывал и погружался в энергетические потоки; я этому не обучал, но он самостоятельно научился диагностировать людей по чакрам; лучше всех в группе не просто слушал музыку, а слышал (это разные уровни); занимаясь на фортепиано, быстро освоил технологию извлечения «живого звука».
Чтобы не было перекоса в сторону «тонкости» у будущего мужчины, я рекомендовал родителям определить его в школу карате, тем более, что есть в нашем городе школа, преподающая реальное карате, с педагогами, которые сами выступают на международных соревнованиях.
Часто встречаются группы, в которых обучают имитации карате (что-то вроде балета…).
Но, позанимавшись в ней год-полтора, мальчик перешел в секцию плавания по рекомендации родителей. Я пытался как-то повлиять на ситуацию, объяснить, что такой вариант для их сына крайне нежелательный, но выяснил, что папа моего ученика более чем серьёзно занимался плаванием (и вроде бы даже дед), успокоился и отстал.
Я уже писал в «кратком курсе», что все родители из детей делают свою «репродукцию». Вольно или невольно, осознанно или бессознательно, и вмешаться в этот процесс, как говорят – «дело дохлое». К этому научному выводу я пришёл после десяти лет работы в этом направлении. Родители кивают головами, «поддакивают», а дома продолжают делать то же самое… Так, ведь, они тоже «репродукция» своих родителей, а их деды – тоже…
«Человечество прошло путь в тысячелетия, и мы по-прежнему варвары. Поэтому, если мы не изменимся, мы как были варварами сейчас, так и останемся ими тысячелетия спустя…».
«Вот почему будущее в настоящем».
Александр
Клюев, «Уроки из будущего», стр. 131.
О разнице между физкультурой и спортом уже написано мною в разделе об «алчном дыхании». Но виды спорта делятся на творческие и общеразвивающие – и «дебильно-машинно-зомбирующие».
К первым относятся спортивные игры и единоборства – где психофизически развивается всё.
Художественная гимнастика и танцы на льду развивают эстетические стороны человека.
К видам спорта, делающим из человека даже не компьютер, а скорее «паровую машину» я бы отнёс бег, лыжи, коньки, велосипед и, конечно, плавание.
Смысл – за кратчайшее время от «старта» прибыть к «финишу». Стереотип однообразных мышечных движений отрабатывается ежедневно, лучше (таково мнение тренера) – дважды в день.
* * *
Я объяснял родителям моего ученика, что они, вместе с тренером (на моём педагогическом жаргоне) – «микроскопом забивают гвозди». Ведь есть люди, которые родились «молотками» или даже «кувалдами», и для них это дело «в кайф». А работа по преобразованию «микроскопа» в «кувалду» – дело неперспективное. Не получится ни то, ни другое… «Маразм» этой проблемы значительно усилился в последние годы тем, что раньше были юношеские требования к разрядам, а сейчас их отменили, и подросток пытается выдать нормы взрослого человека. И это в период роста и полового созревания! Как подметил А. Клюев в цитате, приведённой выше – варвары были, варвары есть, варвары будут. Да здравствует Королевство Кривых Зеркал!
Но на одном из индивидуальных уроков музыки мальчик сообщил, что через несколько дней у него соревнования по плаванию, и есть шанс «отплавать на разряд», но он не уверен в успехе, и потому обратился ко мне с просьбой помочь ему в этом.
Абсолютно нетворческих дел не бывает. Бывают нетворческие люди. Я начал расспрашивать подробности о его занятиях плаванием и выяснил, что весь метод тренера – вкалывай больше и чаще…
Я объяснил, что предстоящую дистанцию надо ему мысленно разделить на 3 равные части:
в первой части – надо плыть медленнее, чем можешь;
во второй – плыть быстро, как можешь;
а в третьей – плыть быстрее, чем можешь.
Иначе все «сдыхают» в первой половине дистанции. Это не я придумал. Где-то слышал, наверное. Когда задают вопрос – ответ через учителя приходит… Для него, как ни странно, это было новостью. И второй мой совет был «не вкалывать как можно больше» перед соревнованием, а отдохнуть. Но…! Включать «Визуализацию» этого заплыва дважды в день – до и после сна. И перед соревнованием, (его возила мама в бассейн) – в машине это прорепетировать «визуально».
Он пришёл ко мне на урок через неделю радостный и сообщил, что мои «визуализации» очень помогли ему. У него всё получилось, и ему присвоили какой-то там взрослый разряд.
Я понял, что «против лома (и кувалды) нету у меня приёма». А раз я не в состоянии остановить процесс «низпитания» этого подростка, то и «негоже» мне участвовать в этом деле. Через некоторое время мы расстались с этой семьёй.