Рафаил. «Искусство жить здоровым».

Гигиена кожи.

1. Вступление.

 

2. О банях и саунах.

 

3. О контрастных омовениях.

 

 

 

 

 

4. «Простуда» – очевидное-невероятное.

 

5. «Позор простудологам».

 

6. Исповедь почётного «моржа».

 

 

 

 

 

7. Загар.

 

8. Ностальгия по шевелюре.

 

9. Утренняя гигиена.

 

 

 

 

 

10. Огненная чистка.

 

11. Дополнение.

 

 

«Ностальджи» по шевелюре
или
«Шампунь на вашу голову!»

«В человеке всё должно быть прекрасно:
и лицо, и одежда, и мысли».
А. П. Чехов

У моего отца волосы были черные и кудрявые, а у матери – русые и прямые. У меня же в молодости произрастало многоцветье: вроде бы в целом «шатен», но попадались отдельные чёрные волоски, отдельные русые и редко, если хорошо присмотреться, можно было обнаружить даже рыжие, хотя рыжих в нашем роду вроде бы не наблюдалось; но время всё поправило и превратило в белый цвет да такой, что даже одна парикмахерша, делая мне стрижку, с ноткой зависти в голосе сказала: «Такой белизны никаким крашеньем не получить».

Но белый цвет моих волос – на голове и бороде – меня нисколько не напрягает, даже наоборот – ведь русская народная пословица утверждает: «Седина в бороду, зато бес в ребро»; а вот качество волос и их количество, на квадратный сантиметр кожи, наводит на размышления, и мысли приходят невесёлые…

Своей шевелюрой я стал интересоваться только с 14 лет и не потому, что до этого возраста был «маленьким»; половое созревание у меня наступило очень рано: к 14 годам я пел давно уже баритоном, хотя хотел быть басом и в классе на переменах подражал Шаляпину грозными завываниями из оперных арий и русских народных песен – по репродуктору их тогда передавали постоянно, и всё население было «в курсе» популярной классики и народных напевов; а не интересовался я – как и все мои сверстники – своей шевелюрой лишь потому, что до седьмого класса, в мужских школах, всех стригли «наголо» или, как тогда ещё называли – «под ноль».

Не спрашивая ни нашего согласия, ни родителей – 1 сентября в школу приходил парикмахер; классы по очереди приводили к нему в спортзал, и он быстро, ручной механической машинкой (жик-жик, жик-жик), мастерски нас всех «оболванивал»; все поднимались по лестнице к себе в класс, поглаживая ладонью свою лысину и пытаясь нащупать остатки волос… В следующей четверти – в начале – он приходил опять, и всё повторялось. На другой день, после стрижки, все должны были принести и сдать учительнице рубль – для передачи парикмахеру.

Это был маленького роста хромой еврей – знала его, естественно, вся школа, и кличка у него была «рупь-пять» – работал он в соседней парикмахерской и, видимо, жил неподалёку; летом мы немного обрастали и когда он шёл по улице, мимо нашего двора, мы выбегали и орали, дразня его (изображая его хромоту): «Рупь-пять, рупь-пять – негде взять? Надо заработать!». Был 45 год, только что кончилась война, и хромой он был от ранения в ногу. Мы бежали за ним толпой и дразнили его; иногда он останавливался и пытался нас напугать; но хромота его была очень сильной, и бегать он не мог совсем, и мы были абсолютно уверены в своей безнаказанности; но, зато осенью он приходил опять к нам в школу и четыре раза – за учебный год – «карнал» нас своей тупой машинкой, которая иногда волосы стригла, а иногда их выдёргивала; мы орали от боли, и это не прибавляло нам любви к «рупь-пять».

Родителям и нам объясняли, что это очень полезно для здоровья, и что волосы лучше растут от постоянной стрижки; может, так оно и было, но проверить это было невозможно, находясь постоянно без волос. На самом же деле, всё это делалось для того, чтобы медсестре из санэпидстанции, приходящей в каждый класс раза два в год, было бы удобней провести «проверку на вшивость» – в лысой голове, естественно, было легче заметить ползание любой живности.

В классе пятом-шестом, нас стала интересовать своя внешность (хотя в школе девочек не было, но на улице мы уже поглядывали на них); и после стрижки, в конце четверти – месяца примерно через два – волосы у нас отрастали сантиметра на полтора-два; и мы на всех уроках пытались на голове «завести политику»: «Завёл политику» – говорили тогда про того, у кого на голове появлялась какая-либо причёска.

Были, конечно, некоторые «обалдуи», которые на уроках что-то слушали, записывали, но истинные «джентльмены», активно, на всех уроках, пытались сделать так, чтобы их «два сантиметра на голове» росли не вперёд, а назад – тогда, как мы были уверены, получится «политика»; но молодые и упрямые волосы никак не хотели расти назад и «настырно» лезли вперёд, несмотря на все наши усилия – тогда мы активно плевали на свои ладони и мокрыми руками направляли их в нужную нам сторону. Кое-кто приносил из дома карманное зеркальце, и мы просили его друг у друга, чтобы полюбоваться – какой «марафет» мы навели в своей «политике»; слюни всё-таки помогали, и волосы, на какое-то время, укладывались в «политику»; но потом голова высыхала, и «политика» становилась странной: часть волос «смотрела» назад, часть – вверх, а часть – как бы нам совсем назло – лезла вперёд.

Сейчас, спустя более чем много лет, я осознаю, что не зря ходил в школу: я проводил время с большо́й пользой для своей головы. Помощь школы – в этом мне – была в регулярной стрижке. Я же продолжал эту позитивную деятельность школы, постоянно, на уроках, массируя свою голову, намазывая своей слюной – а это очень полезно! Каждый видел, как животные вылизывают свою шерсть, а также своих детёнышей.

* * *

Дом, в котором я жил в детстве и юности, был «с удобствами». Большинство же домов, в те – теперь уже давние времена, были «с удобствами во дворе». Эти «дворовые удобства» жителям не давали особого комфорта, особенно зимой.

Пройдя коридором от входной двери и два раза повернув налево – такой был маршрут, в форме буквы «П», мимо двадцати пяти дверей – можно было увидеть две раковины с кранами, естественно, с холодной водой. Преодолев, далее, десяток крутых деревянных ступеней и толкнув выходную дверь, можно было попасть на площадку чёрного входа (в нашем рассказе всё-таки «выхода»). На этой площадке располагались двери двух туалетов со странным теперь названием – «уборные». В нашем коридоре, жители «скидывались» и нанимали уборщицу, которая убиралась и в «уборной»; а странно мне было тогда это название тем, что в домах – с удобствами во дворе – в «уборной» не убирались никогда…

Так что детство моё прошло в одном из вполне приличных домов.

До самого седьмого класса, для осуществления процесса «мытья головы», по причине постоянной лысины, никаких проблем не было: это делалось во время умывания – умывал лицо и голову.

В 14 лет – «УРА!» – министерство «просвищения», официально, разрешило нам ходить с «политикой» на голове.

* * *

Мать, которая мне и отцу регулярно мыла головы (если мы мыли сами, то тогда ей надо было мыть весь пол в комнате), сказала мне, что, несмотря на то, что у отца кудри, мои волосы сильнее, крепче, гуще и главное, когда высыхают – ложатся волнами: это, как-то сразу, укрепило мою состоятельность в соперничестве с отцом перед матерью.

* * *

Конечно, в реальности «соц-гулага» была масса проблем в отношении «помывок» и других омовений, но, как говорят: «Нет худа без добра» – молодому и среднему (по отношению ко мне) поколению и не снилось так вымыть голову, как мыли её в то время.

Во-первых, мыли голову дождевой водой: когда шёл ливень, все ставили под стоки воды вёдра и набирали большие чаны (специально для хранения дождевой воды), а зимой таял снег, и мыли талой. Сейчас я не советую вам голову мыть дождевой водой: наберёте её с какой-нибудь кислотой или серой, плюс – пронизанной радиацией.

Во-вторых, мыли мы голову натуральным мылом, поскольку никакой химии ещё не было: мыло делалось из животных жиров, а животных не кормили комбикормом и ели они травку.

Мытьё головы, тогда, было полезно для волос и кожи головы.

* * *

Каждый вменяемый человек понимает, что если у его собаки или кошки вылезают волосы, и тем более образуются лысые места на коже, то надо что-то срочно предпринимать – спасать как-то животное. То же самое – с растениями – если листья желтеют и опадают не вовремя – значит, это признак болезни и неблагополучия всего организма растения.

У так называемых «людей» – этого не наблюдается: слабость и утончение – истощение волос, их выпадение и поредение волосяного покрова в целом; образование перхоти – т.е. кусочки распадающихся волос сыпятся на плечи – не являются, по мнению «белохалатников», показателем серьёзного заболевания, ослабления организма, его иммунной системы; а это «так себе» – вопрос внешности – и решать его нужно косметическими средствами.

Здоровье животного определяется качеством шерсти, растения – буйством листвы (биологически человек ничем не отличается от них); живой и здоровый организм всегда красив или, по крайней мере, симпатичен своей живостью.

Поредение волос, их выпадение, и тем более облысение головы – это серьёзнейший показатель общего неблагополучия человека и всего его здоровья. Конечно, компенсаторные возможности организма огромны и «лысый» может ещё долго «пожить», но это, на мой взгляд, грозное предупреждение: «Что-то не в порядке в датском королевстве».

* * *

Изменения в своём «волосяном покрове» головы – в его качестве и количестве на квадратный сантиметр – я начал наблюдать в период, описанный в «Истории болезни учителя здоровья». Начал раздумывать, с чего бы это – была такая густота, а теперь какая-то неприятная лёгкость вместо тяжести шевелюры – в чём причина?

Лет до двадцати, слова «шампунь» не было в моём лексиконе, как у всякого нормального советского человека. Не знаю, как уж там в «загнивающем капитализме», но нам ни «шам», ни «пунь» было не знакомо. С детства учили: «Мама мыла раму». «Мама», «мыло» – это знали все. Без смеха и ёрничанья, я бы сейчас, с удовольствием, покупал бы куски советского хозяйственного мыла. Я уже писал выше – в нём всё было натуральное. Оно прекрасно всё мыло, стирало и обмывало.

Проблема была с водопроводной водой: если намыленную голову, тело смывать дождевой или волжской водой, то всё смывалось и промывалось великолепно; но когда волжскую воду пропускали через трубы (или, наверняка, ещё через какие-то «заморочки»), то она становилась, почему-то, такой «жёсткой», что ничего не растворяла и не смывала с головы.

Видимо, принципиально (вода ведь живая) она не вступала в реакцию с мылом, расстроенная надругательством над ней работниками «водозабора и водоканала»: «Ах, вы со мной так, ну и вам эдак!».

Если, стоя под душем, я просто растирал пальцами голову, помогая процессу смывания, то потом, вытерев волосы полотенцем, когда я пытался расчесать их – это было крайне затруднительно: все зубья расчёски залеплялись мылом. Я, как человек находчивый, начал выходить из этой ситуации следующим образом: купил себе расчёску с очень частыми и тонкими зубчиками и намыленную голову тщательно расчёсывал, смывая мыло с расчёски после каждого движения; и когда уже на расческе не оставалось мыла, я вставал под струи: волосы мои были не перепутаны, и вода что-то смывала с головы; можно было потом расчесать голову без особых затруднений, а все «затруднения», в силу своего оптимизма, я тогда относил к густоте своих волос.

Правда, потом на плечи сыпалась перхоть – это тревожило меня (схватил инфекцию!); но когда мне подсказали, и я стал смывать голову водой – разбавленной уксусом или волжской (во время купания) – то никакой «перхоти» не наблюдалось. Наконец-то до меня дошло, что на плечи сыпалась не перхоть, а высохшие остатки мыла.

С наступлением «хрущёвской оттепели», к звонким словам – «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация» – добавляли (видно, мало показалось) – «плюс химизация», естественно, всей страны и её населения. Рядом с моим Куйбышевом выстроили город нефтехимиков – Новокуйбышевск. Зэков – которые в 50-е годы выстроили Куйбышевскую ГЭС, превращавшую к концу каждого лета Волгу в «зелёное болото» – при «посадке» или за хорошее поведение в лагере, переименовывали в «химиков» и посылали уже не в тюрьму и не в лагерь, а «на химию». «На химии», зэки и вольнонаёмные, из нефти стали делать не только бензин, как раньше, но и много всякой вонючей жидкости, которую продавали в специальных магазинах.

Но главным событием, для страны «приближающегося коммунизма», было освоение производства из нефти – рубашек, водки и шампуня; женщины ещё радовались нефтяному нижнему белью; но для меня было только слово «шам-пунь», которое легко пузырилось при выговаривании и не требовало кропотливой работы – расчёсывания при смывании. Казалось, ну вот они – явные признаки наступающего прогресса. По радио обещали, что учёные химико-биологи поработают немного (опыты уже идут), и мы начнем есть дешёвую чёрную икру из нефти; но, слава Богу, как химики «не метали», икра пока не получилась, но, видимо, получилось что-то другое, и многие из нас теперь «лопают», правда, не дешёвые, но зато генно-модифицированные продукты.

* * *

Увлечение в 70-е годы шампунем, выпущенным «химиками-уголовниками», у меня быстро прошло. Я почувствовал, что после мытья этим веществом мои волосы как-то нехорошо себя чувствуют, да и вид у них унылый. К тому же и вонял он чем-то «бесчеловечным».

В период, описанный выше, в рассказе о «банном клубе», с массажем позвоночника – каждый участник приходил, принося с собой полбуханки чёрного хлеба, бросал его в таз с горячей водой, и пока мы парились и массажировали, хлеб плавал в тазу и «дозревал»; в последней стадии всех наших «священнодействий» – «намыливали» его на голову, долго втирая в кожу головы и с вычёсыванием или без – смывали. Волосы прекрасно промывались и отлично себя чувствовали.

Известно, я думаю всем, мытьё головы яйцом (естественно, сырым): кто-то советует только желтком, кто-то всем его содержимым – я пробовал множество раз, и так и эдак – разницы не почувствовал – хорошо всё промывает.

Естественно, что я даю рекомендации, руководствуясь собственным опытом, понимая, что мытьё длинных женских волос – дело, видимо, более сложное и тонкое. Очевидно, в интернете можно найти массу рекомендаций, как мыть, с пользой для волос, женскую голову натуральными средствами. Наверняка, есть огромное число женщин – целительниц, которые хорошо и давно уже в этом разобрались.

С начала перестройки, после падения «железного занавеса», в нашу страну хлынул «из-за бугра» поток различных благоухающих шампуней, бальзамов-ополаскивателей…

Грешен – каюсь в своей дурости публично – зацепила и меня реклама и аромат не «нюханного» ранее парфюма от буржуев: наверно, с десяток лет, очарованный лёгкостью промывания головы (как человек, в принципе, ленивый), заставлял свои волосы «хавать» то, что «хавал» весь «пипл»; но однажды всё-таки снизошло просветление в мою голову, и я сел перед зеркалом и начал внимательно разглядывать то, что осталось от растительности на моей голове. Стало почему-то очень грустно: лысины не было, но количество волос на квадратный сантиметр значительно убавилось. Стал думать – «Почему?». Думать долго не пришлось – «сверху» мгновенно, «остроумно и находчиво» ответили: «По кочану! Химия сожрала и покалечила клетки волос и их корни»

* * *

На протяжении последнего года, планируя то, что мне придётся писать о здоровье волос, я постоянно присматривался к встречным, к попутчикам в транспорте, на пляже – диагностируя состояние здоровья и количество волос на головах. Выводы моих просмотров были более чем неутешительные: ни одного (!) взрослого человека, с сильной и здоровой шапкой волос на голове, я не увидел; у всех (мною виденных) волосы были в плачевном состоянии – в прямом смысле этого слова – у кого более, у кого менее.

* * *

Дело в том, что с позиций невежественных представлений об анатомии и физиологии человека, волосы на голове (и в других, видимо, местах) – это просто украшение: нормальный «пипл» – М или Ж – так и считает, а раз так считает, значит – так и есть (для него); но в природе всё создано целесообразно и ничего нет «для украшения».

Каждый волосок – это «антенна», «приёмно-передающее устройство», соединение внутреннего мира человека с внешним.

На эту, на мой взгляд более чем серьёзную, тему планирую (ЕслиБудуЖив) написать отдельную главу.

* * *

Подзаголовок этой главы – «Шампунь на вашу голову» – взят мной из названия документального фильма, виденного мною по ТВ.

Фильм, в принципе, ерундовый, но ответ на вопрос, над которым я размышлял, но сомневался в правильности моего понимания – я получил через него. Да и название шикарное – «не в бровь, а в глаз», а точнее, в суть проблемы.

Суть проблемы заключается в том (это была моя догадка, откровение), что все шампуни – производства «химиков-уголовников» и зарубежных фирм (и дорогих, и дешёвых) – вообще не моют голову, не очищают волосы и кожу головы от грязи, а «въедаясь» в живую структуру клеток волос, проникая во внутрь не смываются водой – облепляя каждый волосок (и кожу головы) тонкой плёнкой, перекрывающей «дыхание» как волос, так и кожи. Если после этого добавляется ещё и «бальзам-ополаскиватель», то на первую плёнку наслаивается ещё одна.

Естественно, что после облепления волос и кожи головы подобной химической «защитой» от Жизни, Космоса, Стихий природы, не сложно домыслить – каково там приходится клеткам волос и кожи – обмен с внешним миром перекрывается плотно и надёжно. Клетки как-то пытаются выживать в этих жутких условиях – грязь не смыта, а замазана слоем плёнки; «дышать» невозможно; выделять через поры наружу отработанные вещества тоже не получается через плёнку – переходя на эндогенное (внутреннее) дыхание и обмен. Через какое-то время организм рассасывает плёнку: ослабевшие волосы, с надеждой на «светлое будущее», пробиваются к жизни, а тут новая «помывка»… Особенно хорош «шампунь для ежедневного применения»!

Чтобы почувствовать состояние волоса, живущего под химической плёнкой, советую надеть на себя костюм химической и радиационной защиты (с противогазом) и пожить в нём – не снимая денёк-другой.

Глядя на шампунно-рекламные ролики – с россыпью по экрану красиво уложенных женских волос – давно понял, что эти волосы словно неживые – «нейлоновые».

Откуда этот блеск и толщина, разделённость каждого волоска?

Ответ пришёл сразу – покрыты плёнкой.

Этот документальный фильм подтвердил мне это открытие: выпускается, оказывается, и шампунь для лошадей; и некоторые дамы, для каких-то целей (в фильме не ответили на этот вопрос), покупают и моют голову именно этим шампунем; тогда – авторы фильма подтвердили – каждый волос становится толстым и упругим, и блестит.

С целями понятно: для тех, кто продает – это дамы делают для рекламы, зарабатывают себе деньги; но те, кто покупает и пользуется, чтобы пощеголять – это «дуры набитые», являющиеся жертвами дурного воспитания – не понимая и не думая о будущем своих волос.

Естественно, когда я это понял – все виды шампуней и «гелей для душа» ушли из моего обихода.

* * *

Пробовал использовать в своих омовениях мыло ручной работы (в нашем городе было «прибалтийское» изделие, «питерское»), что-то более доброкачественное в нём есть, но…

В день написания этих строк, услышал по радио такую мудрую шутку (как бы для меня передали): «Несомненно, в гАвне что-то есть ценное – не могут же миллионы мух ошибаться в этом».

Всё нормально в Королевстве Кривых Зеркал – хотите выглядеть красиво – почаще мойтесь шампунями (вот только элитных лошадок мне жалко).

* * *

В жизни важно не получить ответ на вопрос, а дорасти до вопроса – ответ всегда придёт.

Когда в своём «вопрошании», чем мыть голову (постоянно хлебом и яйцами – тоже что-то не то), я дошёл до определённой «кондиции», пришёл сосед, интересующийся натуропатией и предложил испытать для мытья головы моющее средство, которое он мне принёс.

Поскольку это «Школа», а не собрание инструкций на тему – «как правильно жить», то немного теории.

Из четырёх Стихий – Земля, Вода, Воздух, Огонь – единственной не осквернённой «нечистой силой» является только Огонь, поэтому его и применяют абсолютно во всех религиях, духовных и магических практиках.

Есть совет: «Посыпать голову пеплом». Я иногда втираю в голову пепел от только что сожжённых благовоний. Хороший эффект. Свежий пепел – самая чистая материя на Земле: насыпанный на голову он вбирает в себя грязь из тонких полей (ауры), но сами по себе частички пепла потом нужно как-то убирать, вычёсывать, вымывать, т.е. необходимо удалить, поскольку они уже стали загрязнёнными.

* * *

«Новое – это хорошо забытое старое».

«Ничто не ново под Луной…».

А принёс мне сосед то, что издревле использовали крестьяне на Руси (наверное, и не только на Руси) для мытья головы – щёлок.

Уже около года я мою голову только щёлоком и чувствую эффективность и пользу для волос.

Я попросил рецепт приготовления щёлока написать для моего сайта, что Виктор К. (имя соседа) и сделал для вас.

«Шампунь» для волос из древесной золы: просеиваем золу через сито; угольки (комочки) убираем – они не используются; берём трехлитровую кастрюлю, засыпаем наполовину просеянной золой и всё заливаем водой до верха; ставим на огонь, доводим до кипения и кипятим 5 минут; даём отстояться; верхний слой сливаем и используем для мытья головы.

* * *

Имея уже какой-то опыт, поделюсь: очень экономичное средство, отлично «мылится», легко смывается, унося с собой не только грязь физическую с волос и кожи, но и загрязнение ауры; после мытья – на голове ощущение тонуса, кожного дыхания; долго сохраняется в закрытых стеклянных сосудах.

Интересная история с нижней частью щёлока, которую Виктор вначале выбрасывал. Виктор занят ручной работой и руки потом необходимо тщательно отмывать: какая-то химическая паста попалась ему, которую он не мог смыть с рук ничем, тогда он попробовал щёлоком из нижней части кастрюли – паста мгновенно отмылась.

Он принёс и мне попробовать баночку с нижней частью щёлока.

Дома я хожу всегда босиком – и я начал с мытья ног, сразу почувствовав благотворность мытья «жидкой сажей». Вначале кожу облепляют частички сажи, но под струёй воды вся чернота мгновенно смывается. Щёлок с сажей – нижний слой – по «крепости» сильнее, чем верхний – светло-жёлтый – слой.

Как говорят сейчас – «короче»: в настоящее время – везде, где густые волосы – я мою светлым щёлоком, а где редкие и тем более, если их совсем нет на теле – тёмным. Ощущение после такого мытья – «обалдевательное»! – как будто всё тело не только промыто снаружи, но и вглубь – до костей: много часов после мытья остаётся ощущение чистоты во всём теле – снаружи и в глубине; щелок втягивает в себя энергетическую грязь и уносится она струями воды.

Примечание: Перед употреблением щёлока (и в процессе) не забывайте активно взбалтывать жидкость.

* * *

Воспоминание о женских волосах – виденных мною более четверти века назад…

Конец 70-х годов и все 80-е – плавный переход в моей жизни от профессии музыканта-педагога к педагогике «общего профиля». Я называю это «наукой человеко-ведения и практикой самореализации».

В 1979 году я перешёл на работу из детской хоровой школы «Октябрь» в городской дворец пионеров и организовал там вокальный ансамбль мальчиков – «Дрозды»: со мной ушли из хора «Октябрь» – как я их тогда про себя называл – «двадцать девок» – весь старший состав хора; видимо, привязанность ко мне не дала им возможности принять нового руководителя хора; возраст их был ровно пополам: 10 человек – девятый и десятый классы школы и 10 человек – студентки дирижёрско-хорового отделения музыкального училища и института культуры; из них я организовал, при городском «Доме учителя», женский вокальный ансамбль – «Маргарита»: «Марга» – путь, «Рита» – совершенство (санскрит).

Мне в это время было «сорок с хвостиком»: я в основном решил свои проблемы с болезнями (описанные в главе «История болезни учителя здоровья») и, параллельно с музыкальной педагогикой, вольно или невольно (скорее интуитивно) насаждал среди своих учеников основы и навыки здорового образа жизни; это был у меня период (параллельно с йогой и карате) достаточно ревностного исполнения «Детки» (свода правил) Порфирия Корнеевича Иванова – на эти действия, по распространению его учения, он благословил меня в своём письме, в частности – это дни «терпения» («сухого» голодания); дважды в день – обливание ледяной водой и другие закаливающие навыки. А сам – именно в это время – я снял с головы шапку (окончательно и бесповоротно) и с тех пор ни разу не надевал её – да и нет её у меня давным-давно.

Ну и, естественно, что вся моя «девичья двадцатка» постепенно, как-то сама по себе, абсолютно без моего давления в этом направлении, в каких-то сторонах своей жизни, стала присоединяться к «ивановскому» образу жизни. Я не знал и не расспрашивал их – проводят ли они дни терпения, как регулярно обливаются – но по тому, что пропусков репетиций по причине болезни, практически никогда и ни у кого не было, можно предполагать, что девочки всё-таки работали. Самое быстрое и простое, что привилось и было зримо – все приходили на занятия и, естественно, уходили с открытой головой и распущенными волосами. Учебный год, как известно, занимает осенне-зимне-весенний период – открытая голова девочек без шапки и платка в зимнюю стужу – это подвиг: ехать моей «девичьей двадцатке» в «Дом учителя» и обратно нужно было через весь город, поскольку почти все жили в районе хоровой школы «Октябрь». В особенно морозные дни спасал их (и меня) капюшон на куртках и пальто, который, особенно при сильном ветре, всегда можно накинуть на голову, чтобы не обморозиться.

Наиболее «правоверные» «маргаритки» – я точно знаю – обливались дважды в день и обязательно с головой (обливание «без головы» – не считается!). «Дом учителя» был рядом с Волгой, и некоторые из них перед репетицией заезжали «макнуться» в речку и придя на занятие, во время пения, досушивали свои волосы.

Сейчас я понимаю, что эти «двадцать девок» – с сильными и здоровыми распущенными волосами, два раза в неделю по 4 часа поющие вокруг меня, излучая «голосами и волосами» мощную женскую энергию – дали мне энергетическую возможность сделать резкий и успешный поворот в судьбе – сменить профессию «учителя пения» на «целителя»: на это не было моей воли, эта ситуация была послана Свыше…

Мои занятия с «Дроздами» и «Маргаритками» продолжались 6 лет (с 1979 по 1985 год) и были прекращены по независящим от меня обстоятельствам и без моего желания (чтобы не отвлекаться от темы, объясню почему – где-нибудь в другом месте).

Четыре года я «пробавлялся» частными пациентами вперемежку с уроками музыки, а к 1989 году система «совдепии» в стране настолько прогнила, что я смог (тогда ещё) в Куйбышеве открыть свою авторскую школу здоровья – «Ноев ковчег».

Так для чего же я так подробно расписал мою работу с этими двадцатью «маргаритками»? Да потому что – это были последние, мною виденные, здоровые, полные жизненности и энергии женские волосы.

С 1989-го года – ко мне в «Ноев ковчег» – пошли больные женщины, а какие у них могут быть волосы? Естественно, квёлые, бессильные. Далее, в страну «из-за бугра», пошёл импортный шампунь; «белохалатники» перестроились и стали зазывать к себе разными «бадами», новыми методиками и платной «заинтересованной» медициной, диагностическими центрами, «всё лечащими» приборчиками и т.д.

Я уже писал выше: в течение последнего года, я внимательно осматриваю всех встречных – ни одной (и ни одного) я не увидел с «шапкой» сильных и здоровых волос…

* * *

«На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит».

Афанасий Фет

Эти стихи, переложенные на музыку композитором А. Варламовым – в великолепной эстрадной аранжировке известного, в те времена, в нашем городе джазмена и концертмейстера Льва Ленского – пел в 70-е годы вокальный ансамбль медицинского института «Ятры» («Врачи»), которым я руководил около 15 лет.

Мои студенты-медики – ребята в целом разносторонние и талантливые, но, видимо, из-за специфики своей профессии (юмор которой, чаще всего, находится на уровне «переднего входа и заднего прохода»), как-то пошутили во время работы над этим романсом: «На заре ты её не буди, в голове у неё бигуди».

Не желая опошлять песню и «опускать» великие стихи Фета, я им мгновенно возразил (вторым куплетом):

«И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон».

Сейчас, спустя много лет, я бы этой девушке, чтобы её сон не был бы слишком «горячим и утомительным», посоветовал бы: на ночь – хорошо, не спеша и с любовью – расчесать свои волосы, а не держать их всю ночь заплетёнными в косы, тогда бы её сон был бы более тихим, радостным и спокойным. Наполнившись за ночь, через каждый волосок-антенну, космическими излучениями звёзд – она бы весь день провела спокойно и уравновешенно; и вечером, сидя у окна и глядя на тучи и луну (женское начало в Космосе Земли), она бы не впала в «истерическое состояние», описанное Фетом в четвёртом куплете:

«И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней».

Мои «медики-циники», симптомы – «всё бледней становилась она, сердце билось больней и больней» – диагностировали, как надвигающийся приступ стенокардии.

Возможно, в те давне-давние временя, «бигуди» ещё не изобрели за ненадобностью и поскольку, на бал или встречу гостей, женщины одевали парики, мо́я волосы на голове натуральным мылом и смывая речной или дождевой водой, оттого-то, несмотря на беспокойный вечер и не расплетённые косы, всё-таки у неё под утро:

«…на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!»

* * *

Я вот задумываюсь о каком-то неприличном звучании слова «парик»-«махер». Ни в одной профессии я не могу припомнить ни слова с таким окончанием, разве что – «шахер-махер, а пошёл ты…».

Наверное, образовалось от – «Мастер (по изготовлению) ПАРИКов»: денег на изготовление париков в бедных семьях не было, а хотелось бабе выглядеть «госпожой», вот она «сдуру» и делала сама или с помощью «махера» из своих живых волос нечто, напоминающее мёртвый парик; а мужик, придя домой и увидев у неё, вместо волос, нечто напоминающее парик, разевал рот, вспоминал её «мать» и посылал на три буквы – так возникло слово «ПАРИК на ХЕР» (у орущего мужика – «М» и «Н» – плохо различимы).

* * *

Не имея особых иллюзий насчёт ума и доброты женщины, я не могу себе представить, что она в своём садике (а не у соседки!) белые лепестки ромашек выкрасила бы сегодня в чёрный, а послезавтра в рыжий цвет; а «вьюнок» растянула бы так, чтобы он уж больше никогда не вился; или, ещё идея: зелёные стрелы лука перекрасить в белый цвет и накрутить на бигуди (ну хотя бы на ночь). Представляете, как красиво – заходишь к вам в садик и видишь там грядки кудряво-блондинчатого лука! Какая бы баба-дура ни была, но она поймёт, что эти покрашенные кудряво-вытянутые растения долго не проживут – станет жалко их. Я уверен, что ей не придёт, даже в «парик-крашенную» голову, дворняжку Белку сделать брюнеткой, а Жучку – блондинкой, ведь пожалеет животное…

Но красиво жить не запретишь! Уже несколько десятков поколений «бабушек-прабабушек» производили со своими волосами различные «издевательско-парикНАхерские» действия, а поскольку волосы на голове – это живые «локаторы-антенны» мозга, то современное поколение девочек приходит в этот мир «королевства кривых зеркал» с Генно-Модифицированными Мозгами. Это серое ГММ в головах современных девочек, глядящих на свою «мамашу» с сигаретой в зубах, лихо крутящих «баранку» и джинсовыми брючинами умело выжимающими то тормоз, то газ, начинает недоумевать – зачем же ей эти живые волосики на голове: «Хочу как у мамы – «парикНАхерскую» причёску!».

И она по-своему права: «Отрастить себе живые волосы своего натурального цвета, да ещё (о, ужас!) – заплести их в косы… (кошмар какой-то!) – так ведь можно и женственной стать. А я ведь не «гей» какой-то, чтобы стать женственной… Не на такую нарвались!».

Как говорил Аркадий Райкин: «По-своему они, конечно, правы. А по-моему – нет».

Есть мысль: «Чего хочет женщина, того же хочет и Бог». Посмотрим на этот безумный мир – «Шерше ля фам» – он родился в генно-модифицированных мозгах. Новые юные клетки-волосики, только что родившиеся, видят перед собой «старших сестёр» – химически отравлено-покрашенных и скрученных в «бараний рог» шестимесячной завивкой. Они – юные клетки-волосики – начинают понимать, что через полгода их ожидает та же участь: сегодня их, промывая горячей водой, облепляют сначала шампунем, затем «бальзамом-ополаскивателем», направляют на них обжигающий ветер ревущего фена и, наконец, делают «укладку» из них и мумифицированных трупов их старших сестёр; и окончательный архитектурный шаг – всё это сооружение опрыскивается вонючим лаком, и эта «красотища», в которой волосику ни вздохнуть, ни пошевелиться, гордо выносится на обозрение восторженных зрителей…

Ночью спать с этой «пирамидой Хеопса» на голове, очень неудобно – да плевать на сон, как бы причёску до завтра сохранить!

«Не буди ж ты её, не буди… На заре (часов в 12…) она сладко так спит!».

* * *

В перерывах между написанием этой главы, я старательно перебирал в своей памяти старые картины и гравюры и пытался вспомнить хотя бы одного лысого на них.

Образ «старче» – это всегда мужчина с длинными волосами и весь заросший бородой.

В настоящее же время, уже на третьем десятке лет, наблюдается заметное поредение волосяного покрова на головах у мужчин (женщины, видимо, как-то причёской «скрадывают» свои проблемы); ну, а уж к сорока – «залысины» у мужиков становятся нормой (во всяком случае, не вызывают удивления).

* * *

Я позвонил знакомому ясновидящему и мощному экстрасенсу – услугами и советами которого я пользуюсь более тридцати лет – задал такой вопрос: «Лысый мужчина – чем он отличается от всех остальных (волосатых)?». Он ответил сразу, не раздумывая, как о чём-нибудь абсолютно очевидном: «У него происходит смена гормонального фона». Тишина с моей стороны – вот так ответил… И что мне с этим делать? Начинаю допытываться – есть ли изменения, так сказать, в судьбоносно-стратегическом поведении, мышлении? Ответ, как всегда, чёткий и краткий: «Он становится более приземлённым». Я поблагодарил его – тема для меня была исчерпана, мои ощущения, предположения – подтвердились.

Диагноз: чем меньше на голове волос, тем больше приземлённости в помыслах и в жизни.

Лысина – светлое и блестящее будущее человечества.

Лысина – светлое и блестящее будущее человечества.