Рафаил.
«Искусство жить здоровым».
Эталонное
состояние.
«Нас
оскверняет не то, что входит,
а то, что выходит из нас».
Иисус (в одном из Апокрифов).
«Праздник всегда носи с собой».
Помню, как-то давно купил книжку Кришнамурти, которая называется «Реальность и Действительность». Принялся сразу её читать, но как-то «увяз» в тексте и бросил (и правильно сделал, на тот момент).
Бывают такие удачные названия, которые сразу объясняют суть. Где-то у меня стоит на полке книжка Павла Вацлавика с названием: «Как стать несчастным без посторонней помощи» (руководство).
Эти оба названия абсолютно точно передают основную мысль, которую я хочу раскрыть в этой статье.
Каждый человек (и не только, а любая сущность) живёт в своём мире, в своей Реальности, имеющей что-то общее со всеми остальными реальностями, но, в то же время и абсолютно не похожей ни на какую другую, окрашенной в другие краски, тона, формы и т.д.
А какова же на самом-то деле «Действительность», этого не знает никто. В отличие от учёных болтунов, Мудрый, который знает, что он ничего не знает («Я знаю лишь то, что ничего не знаю»), как правило, помалкивает.
«Когда ты утверждаешь, ты всегда прав, а когда ты отрицаешь, то ты
всегда не прав».
Ты прав в своей Реальности, но в Действительности есть Всё.
Из репризы Аркадия Райкина: «По-своему, они правы, а, по-моему, нет».
Краткая восточная притча.
Собрались на совет семь мудрецов. Сели и молча просидели семь часов. Затем встали, поблагодарили друг друга и разошлись в Мире и Согласии.
Человеку дана возможность !быть! Создателем, Демиургом, Творцом, Вершителем Своего Мира, Своей Реальности. Но это достигается или через Войну (внутри себя и снаружи), или через Созидание: разжигание Искры Божьей, которая дарована Человеку от рождения.
Если изложить школу Рафаила двумя словами, то это будет:
Сотрудничество |
или |
Соперничество |
|
|
|
Быть |
или |
Иметь |
Чтобы Сотрудничать, т.е. Быть, как Целое с Целым и другими Целыми, никто и ничто не мешает (кроме дурного воспитания…).
Ну, а если соПерничать, ну, пожалуйста, «воюй на
здоровье», если выживешь, то когда-нибудь поумнеешь.
«Большой человек сотрудничает
со всеми,
а малый ищет единомышленников».
Из дзена
«Все пути ведут к Богу» (к Целому) и, поскольку, больше некуда идти, как сказал поэт: «Каждый выбирает для себя»…
Допускать, что есть действительно какие-то силы, противостоящие Богу-Целому («Заливы», воюющие с «Океаном») – это скудоумие. Это всё равно, что в Музыке хотеть оставить одни консонансы (благозвучия), а диссонансы (резкое звучание) запретить. А в живописи разрешить только Свет, а Тени – ни-ни… Ведь, тогда всё материальное придётся уничтожить.
Мудрость всегда проста, глупость
же (Авидья – ложное знание) безгранична в своём многообразии построений и Реальностей.
На самом же деле, Человек идёт не от ошибки к Истине, а от меньшей Истины к Большой…
Желательно бы понять, что: в этом мире воевать не с кем, кроме Бога (как и внутри, так и снаружи…).
Истинная Божественная Симфония (созвучие) состоит из консонансов и диссонансов, света и тени, единства и борьбы противоположностей. Божественная дихотомия.
А «добро» и «зло» – в каждой Реальности оно своё, установленное данным Вершителем этой Реальности.
Глас великого Учителя призывал: «Не суди!».
А Учитель Гурджиев провозгласил:
«Если на Земле и есть грех, то только
один: внушать человеку, что он слаб» (а я бы добавил для ясности: и ограничен).
Знак Инь-Ян – единство и борьба противоположностей. Дихотомия.
Уход от Яна, как и максимальное увеличение, и сгущение Яна – в итоге даёт Инь (И наоборот…).
Ничто превращается в Бесконечность. Параллельные линии в Бесконечности пересекаются.
Смерть – это начало новой Жизни.
Вопрос: «Ты хочешь быть Правым или Счастливым?».
В Реальности не получится у Правого отсечь Левое. У Переднего – Заднее. У Верхнего – Нижнее. У Внутреннего – Внешнее.
В одном из Апокрифов Иисус утверждает: «Кто соединит правое и левое, верхнее и нижнее, внутреннее и внешнее – обретёт Царствие Небесное».
При их соединении образуется «Ничто» равное «Нулю».
Если же мы возьмем за единицу бытиё нашей жизни, во всей её совокупности и поделим на небытиё нашей жизни, принятое за 0, то получим бесконечность жизни во всех её
проявлениях, исходящее из целостности самих себя.
Если ваше предназначение в этой жизни – создавать реальность войны, боя, то «перничайте» на здоровье: создавайте партии, конфессии; доказывайте «изо всех сил», что ваш бог – он самый лучший, ваши идеалы самые распрекрасные и справедливые, а всё и все остальные – это от Сатаны, это плохо, это «бяка», как им не стыдно, бог их за это накажет и поделом им!
Если же вы выросли или вырастаете из этих «детских коротких штанишек», то надо признавать, что с другой стороны от правого – это левое, а под верхним находится нижнее, а снаружи от внутреннего – внешнее. А пороки есть наши несколько продолженные добродетели. И у Человека, созданного по Образу и Подобию, нет и не может быть недостатков. А есть только Достоинства, которыми, в подавляющем большинстве, он совершенно не умеет пользоваться (естественно, в результате дурного воспитания, полученного в «Королевстве кривых зеркал»). Но если же, наконец, ему удаётся реализовать все свои достоинства и стать Венцом Творения и абсолютно Святым, то Он, однажды, обнаружит, что «Венец» то он в этой реальности, в этом материальном мире, а напротив Него находится Антивещество и Антимир и, эволюционируя, развиваясь и расширяясь, придётся соединиться с этим «Анти» и в результате превратиться в Нуль, и затем начать с нуля своё движение к Бесконечности…
В качестве физического эксперимента можно взять в руки большое зеркало и встать с ним против другого большого зеркала и посмотреть, и поразмышлять на тему: кто в ком отражается и сколько раз?…
* * *
Важно не то, что ты делаешь, а в каком состоянии.
Чтобы сотворить внутри себя эталонное состояние, необходимо ввести коррективы в своё представление о Мире, о Целом, частицей которого мы все являемся.
Фрагментарное мышление, заложенное удачно кем-то в наши «мозги», с детства названное «калейдоскопическим идиотизмом»; лавины информации, обрушивающейся на наши головы из «масс медиа», состоящей из «осколков Целого», из «маленьких правд», которые в сумме составляют «Большую Ложь», погружают человечество во всё более и более глубокий сон, укрепляя искажения внутреннего и внешнего Целого, в торжество Майи-Иллюзии, которая усугубляется и многократно усиливается всеобщей планетарной глобализацией...
А Божественная Истина, она проста, и лежит на поверхности, и люди ежедневно «видят Её», пронизаны и пропитаны Ею и внутри, и снаружи, но не могут понять и постигнуть Её, как «рыбка не понимает и не знает, что такое вода» в приведённой выше притче.
Чтобы создать внутри себя «Эталонное состояние», необходим в этой духовной работе Целостный подход.
Закон школы:
«Наше Я – часть Целого. Каждое действие соизмеряй с Целым».
В понятие «действие» входят и чувства, и мысли.
Формула Рудольфа Штейнера:
В нашем «частном случае» – искусство самовоспитания и самообучения – как средство избавления от дурного калейдоскопического идиотизма, заложенного в нас с детства.
Есть на эту тему хороший образ: Человек – сам для себя – и «полено», и «папа Карло», и «Буратино».
Один из главных законов Мира: «Как наверху, так и внизу».
Капля принципиально ничем не отличается от Океана. Океан – это большая Капля, а Капля – это маленький Океан.
Познавая себя, мы познаём Мир. Познавая Мир, мы познаём Себя. Поэтому сказано «Царство Божие внутри Нас».
А ещё Святой сказал: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
* * *
Перечитал написанное выше, и мне понравилось то, как я «с пеной у рта» и, используя все свои, более чем скромные писательские возможности, «выкрикивал» и «темпераментно» объяснял, внушал – какой Мир на самом деле.
Если прочитавшие мою «объясняловку», в чём-то с ней не согласны (или не согласны ни в чём), то я вам авторитетно заявляю: «Вы абсолютно не правы!». Или читали совсем не внимательно...
Там всё – абсолютная Истина!
Но есть одно важное «Но»...
Это Моя Истина! Это Моя Реальность!
А то, что у вас несколько (или совсем всё...) по-другому, так я это знаю. Поэтому и пишу...
Рассматривайте моё «писание» как приглашение хотя бы ознакомиться «вот с такой» Реальностью. Может, понравится...
Попробуйте («на вкус») так жить (или немного пожить), прежде чем отрицать.
Конечно, если вам в вашей Реальности хорошо, радостно, и вы счастливы, то, как говорится: «От добра – добра не ищут». Только, в этом случае, у меня возникает вопрос: «А зачем тогда вы всё это читаете?». Если вы проживаете в Реальности, отличной от моей, и вы здоровы, веселы и богаты, то открывайте свою Школу! Или со мной поделитесь своим опытом. Хотя бы дайте адрес своего сайта или номер телефона – я сам приду поучиться у вас Искусству Жизни. Я умею и люблю быть учеником у Мастера. Это никак не умаляет моё чувство собственного достоинства. Я возьму что-то приемлемое для себя, для своей Реальности из вашего опыта и внесу эти семена в свою Реальность. Ведь она (реальность) должна постоянно развиваться и эволюционировать в направлении Высшей Действительности.
Помните название книги Кришнамурти: «Реальность и действительность»?
Но вы мне интересны (и ваш опыт жизни) только в том случае, если он действительно ваш, и ваша жизнь не является повторением, репродукцией вашего рода, племени, конфессии, партии и т.д.
Мне восьмой десяток лет, и, просыпаясь утром, я, как один индеец, часто повторяю его мысль: «Сегодня хороший день для Смерти. Всё в моей жизни уже было». Или, как пел Высоцкий: «Я себе уже всё доказал». Поэтому, мне в новом дне интересны только «горы, на которых ещё не бывал» (из той же песни).
Я смотрю вокруг себя и в «телек» и вижу фальшивые улыбки, за которыми – болезни, «тоска зелёная» и война, бесконечная и изматывающая всех этих горе воинов.
Я уже навоевался в своё время, «завязал» с этим, натосковался и отболел.
Но, поскольку, на самом-то деле, никакого «я» в моей Реальности не бывает, а есть только «Часть Целого», то «я» (!) транслирую «свой» опыт «всем» (благо, интернет это позволяет...).
Чтобы понять последнее предложение – вспомните закон: «Не один и не много» из главы «О лживой математике».
По большому счёту, мне безразлично, возьмёте ли вы мой опыт или отвергнете. Как сказал герой знаменитого романа: «Рукописи не горят». То, что я себе доказал, на самом-то деле (в моей Реальности!) стало сразу всеобщим достоянием.
* * *
Светить всегда, светить везде,
До дней последних донца.
Светить, и никаких гвоздей –
Вот лозунг Мой и Солнца.
В. Маяковский
На холод нужно отвечать теплом.
Виссарион.
Когда я говорю «мой опыт», «моя Реальность», «моё открытие» – я всегда помню (внутри), что «новое – это хорошо забытое старое». И всё-таки, каждый Человек (с заглавной буквы) – это Вселенная. Но и каждый «человечек» или «думающее животное» в «Планетарном Лохотроне» имеет, потенциально, такую же возможность «Быть», а не только «Иметь», о чём «человечки» постоянно мечтают и за что воюют и молятся: «Дай! Дай! Дай!».
Я (говорю честно!), находясь в моей Реальности, не понимаю: о чём можно молить Бога?!
В моей «Реальности-Вселенной» – Бог не считается недоумком, которому нужно объяснять, что мне действительно нужно в этой жизни или в данном случае.
«Без Его ведома и волос с головы не упадёт» (из Библии).
Да и где он – Бог-то, если «Царствие Его внутри нас»? Это всё равно, что кустик будет просить Бога о том, чтобы стать ему раскидистым и мощным деревом. Программа роста и развития «кустика» была заложена уже в семени, и раз из семени появился «кустик», то живи и радуйся, пой «Осанну» (Славу!) и не мешай заботами и печалями Себе Жить и Благоденствовать (что каждый «кустик» и делает, в отличие от племени «человеков»).
Иисус учил своих учеников: «Не заботься о завтрашнем дне, что пить и что есть...».
О чём можно молить-то Бога-Отца? Всё Человеку дано уже при рождении...
Бог создал Человека по Своему Образу и Подобию, а «человечек» создаёт бога (в своей реальности!) по своему образу и подобию.
В такой реальности, конечно, приходится постоянно
молиться, воевать, просить и требовать, чтобы «Иметь» то и это, пытаясь
насытить ненасытное «Брюхо».
Дихотомия:
Духовность |
Брюховность |
|
|
|
|
Быть |
Иметь |
|
|
|
|
Давать |
|
Брать |
|
|
|
Обязанности |
|
Права |
|
|
|
Богатый |
|
Нищий |
|
|
|
Здоровый |
|
Больной |
|
|
|
Дыхание Жизни |
|
Алчное Дыхание |
«Не оскудеет рука Дающего».
Закон «Фрейлинга»:
«Откажись от намерения получить, замени его намерением дать, и ты получишь то, от чего отказался».
«Трансерфинг реальности» В. Зеланд.
* * *
Высшая Божеская ипостась – Творчество.
Человек-Творец – это Созидание, Сотворение, а не мольба и выпрашивание.
Страх Божий, – которым запугивают «попы», – это Абсурд.
Бог есть Любовь – Абсолютная и Безусловная, ко всему тварному Миру и Каждой его частице в отдельности (вспомните притчу о «блудном сыне»...).
И всех заблудших, неразумных, жадных и алчных,
трусливых и наглых, больных, требующих и проклинающих Его, – Он любит безмерно и одинаково, не меньше, чем
праведников.
Ведь рассуждая «по-человечески» – куда же Ему деваться-то – Он же внутри каждого из нас «сидит»...
Трудно придумать что-нибудь дурее, чем считать, что кто-нибудь или что-нибудь может быть вне Бога – Целого.
* * *
«Осуждением тьму не рассеешь.
Тьма рассеивается явлением Света».
Из Агни Йоги.
Георгий Иванович Гурджиев даёт примерно такое
объяснение строения Вселенной (читайте
книгу П. Успенского «В поисках чудесного»).
Мир 1 – Закон Одного |
||
|
||
Первопричина – Бог |
|
Нематериальный Дух |
|
|
|
НИСХОЖДЕНИЕ В МАТЕРИЮ |
||
|
||
Мир 3 – Закон Троицы –
Триединство Божественно-материальный мир. Воплощение Духа в Материи. Ян – мужчина, Инь –
женщина и Любовь (это моё пояснение). |
||
|
||
Мир 6 |
||
|
||
3 |
+ |
3 |
|
||
Мир 12 |
||
|
||
3 |
+ |
9 |
|
||
Мир 24 |
||
|
||
3 |
+ |
21 |
|
||
Мир 48 |
||
|
||
3 |
+ |
45 |
|
||
Мир 96 |
||
|
||
3 |
+ |
93 |
48 – это норма для землянина, т.е. 3 закона – Божественные, а остальные 45 – «по Дарвину».
Для минерального, растительного и животного царства такой «расклад» - незыблемый и непоколебимый.
Человеку же дана «свободная воля».
В состоянии осознанности, усилием сердца и разума он может «просветлять» свои материальные законы, смягчать, менять вибрационные частоты своей Реальности, как в сторону мира 24, так и, огрубляя себя – в сторону мира 96.
Термин – «Духовная Алхимия» – превращение своей внутренней Сущности, своей Реальности из «Свинца» в «Золото» или наоборот.
Вдохновение |
|
Норма |
|
Болезнь |
|
|
|
|
|
Мир 3 |
< |
Мир 6 |
> |
Мир 12 |
|
|
|
|
|
Мир 6 |
< |
Мир 12 |
> |
Мир 24 |
|
|
|
|
|
Мир 12 |
< |
Мир 24 |
> |
Мир 48 |
|
|
|
|
|
Мир 24 |
< |
Мир 48 |
> |
Мир 96 |
На этом теория заканчивается (для данной главы) и не плохо бы переходить читающим к практике.
Как правило, в школе Рафаила даются методики, не требующие ни специального времени, ни денег, ни места.
Вот ваше спокойное, уравновешенное состояние – это 48. Но в этом мире постоянна только изменчивость. «Вызов Жизни» изнутри или снаружи – и ваше состояние изменилось на 47 или 49. Сам «Вызов» - он «никакой»: он просто есть – «всё течёт, всё изменяется».
Все проблемы в вашем мировоззрении! В вашей реальности – у одного этот вызов «хороший» – переход в 47; у другого тот же вызов – «плохой» – переход в 49.
Этот мир изменить нельзя. Но можно изменить свою Реальность, способы своего реагирования, своей оценки происходящего.
Внешний Мир – это Зеркало нашей внутренней Реальности. А в своей Реальности – мы Боги или Дьяволы. (Но чаще – работаем «по совместительству». Слугой двух господ. Это ваш выбор, свободная воля человека. Перечитайте «краткий курс». По какому ведомству служите? Кнута или Пряника?
Повторяю, и буду повторять – этот мир устроен очень просто. Но что-либо изменить в нём нелегко из-за дурного воспитания и образования. Мозг человека – самый защищённый (черепом) орган в нашем теле. И все благоглупости, впитанные нами «с молоком матери», находятся именно в нём. «Горе от ума» – сказал Грибоедов.
Цифра 48 –
для «землян» – это, как говорят: «средняя температура по больнице».
Кто-то рождается не в 48, а, например, в 38. А другие, от рождения, вибрируют на 58. Соответственно, и вдохновение и болезни у них на разных уровнях.
Но позже родители всех «сдают» в «общагу», и там профессионалы их мастерски выравнивают. В Китае есть пословица: «Воспитание – это подрезание ног журавлям и вытягивание – уткам».
* * *
«Взобраться на высокую
вершину не так-то просто. Далеко не каждый готов поверить, что вершина есть».
Валентин
Сидоров. «Стихи-медитации».
В жизни есть задачи тактические и стратегические. Тактика – это, «каким способом», а стратегия – это «куда?», т.е. «направление».
Ошибки в тактике не так уж и важны. Ошибки в стратегии не просто опасны, они зачастую смертельны.
Когда человек строит свою жизнь по формуле, переданной ему родителями и социумом: «Институт-Семья-Могила», то, выполнив, пусть даже более или менее успешно, первые два пункта формулы, он разглядывает третий, и этот «третий», т.е. «Могила» его почему-то не устраивает. Что-то не так... В чём-то его обманули.
«В чём, в чём! Жизни не было в этой формуле – вот в чём!» И не обманули, а обманулся... А ведь «подсказки», предупреждения были и не раз, и не два... Но голос Бога, Ангела-Хранителя, Совести (нужное подчеркните для себя) – он тихий. Звучит он через Сердце. А «Ум» орёт вовсю: «Вперёд! Нужно всех «Их» догнать и не отстать, а лучше бы вырваться вперёд и возглавить».
«Ну и молодец», – через Ум вещают ему из ведомства «Кнута» (см. «краткий курс»). «Тебе себя не в чем упрекнуть, ты не хуже других «прошёл дистанцию». Что? Жизни не было? А у кого она есть-то! Смотри: и могилку тебе врачи роют хорошую. Цени...».
* * *
В чём смысл жизни? И какова её формула и алгоритм действий – каждый «поп» в своём «приходе» толкует по-своему. Коммунисты видели её в мировой революции – «Он хату оставил, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» (М. Светлов). Но разные несознательные «гренадцы» не поддержали это прекрасное начинание – «отдать свою жизнь за светлое будущее человечества», и этот «красивый мыльный пузырь» лопнул, оставив грязное болото из трупов и покалеченных жизней.
Другие, более осторожные и опытные наставники «жизненных смыслов» утверждают, что смысл этой жизни в загробной жизни. Идея, примерно, такова: «Будешь слушаться нас, а мы-то уж знаем (не в пример другим...), как угодить Богу, и будет у тебя «Там» полный порядок! «Отпоём» тебя, как нужно, и потом спасибо скажешь!».
Наверно, так и есть, а поскольку жалоб с того света ни разу не поступало, то народ делает вывод – все ушедшие попали «куда нужно» – и толпами ходит на взмахи кадилом, хоровое пение и звуки орга́на.
На меня, как «отъявленного маргинала» эти заверения «упитанных попов» не действуют вдохновляюще. Хотя, объективно, их идеология несопоставимо выше «научно-атеистического бреда». Ну и притом, они выше приведённую формулу воплощают полностью: Институт – церковь; семья – «воцерквление» и все «воцерквлённые» – братья и сёстры; и, всё же, наконец, могила, как итог всей предыдущей работы – вход в «загробное светлое будущее».
На мой взгляд, самое мудрое из всего сказанного на Земле – это – «Каждому своё».
Это реальности миллионов последователей различных религиозных конфессий. Агни-йога рекомендует: «Не разрушай храма, если не можешь построить нового». А также советует приветствовать встречного: «Господом Твоим!».
Мне с детства как-то претило бежать к толпе, выяснять, что там дают или что они делят. Тем более к миллионным толпам.
Храм строить я никогда и не собирался, а Школа – она и есть школа, а в ней я – учитель, с педагогическим стажем более полувека.
И главный принцип школы Рафаила – это «сотрудничество», а не «перничание» (соперничество) и война.
Мир – он не просто огромный, а бескрайний, и всем и каждому предназначено своё место.
И научить, как найти, как занять своё место в этом мире, как выполнять своё предназначение, свою миссию, которую кроме тебя никто не сможет выполнить – это задача и смысл работы школы Рафаила.
* * *
Вопрос – в чём смысл жизни? – возникает в редкие минуты пробуждения ото сна, в состоянии 48. В «нормальном 48» «подходящий смысл» человек быстренько находит и мирно и покорно опять «засыпает».
В состоянии 48
– смысл у каждого есть, но жизни нет.
В состоянии «96 – болезни» – возникает другой вопрос: «За что?» и «Что делать?».
Естественно, имеется в виду не только физическая болезнь, а любые жизненные «плохие» ситуации: нищета, «не любят», «я бездарный» и т.д. и т.п.
Но «состояние 96» – в чём-то более перспективное, чем «48» – это кризис, обострение. Перечитайте главу «Причины болезней», и моё пожелание: «Болейте на здоровье!».
На вопрос – «Что делать?», ответ простой: «всё перестань, сядь и подумай, а лучше послушай свою Совесть». И, возможно, придёт ответ: «Вопрос сформулирован неверно. Спросить Себя нужно – «Каким Быть?».
В моём детстве в театрах шёл спектакль, который назывался: «Баранкин – будь человеком». Я его не видел, видимо, уже тогда мне хватило одного названия, чтобы понять всё.
Состояние «96» – состояние Баранкина.
В состоянии «24» – никаких вопросов нет. Зато есть Ответы и Жизнь. Вдохновение. Полёт. Парение.
Из того, что я знаю, лучше всех описал состояние «24» Мандельштам:
«И, если подлинно поётся, и полной грудью, наконец, всё исчезает –
остаётся: Пространство, Звёзды и Певец».
Вот
это и есть – «Эталонное состояние» –
в направлении, к которому, должна идти вся жизнь Человека. Обучение такому
способу жизни – есть «воЗпитание»
(возвышенное питание).
Раз уж нам не удалось получить с детства «воЗпитание»
(тогда бы вся жизнь была бы весёлой и радостной), и если нет устремления раньше
или позже прийти к «разбитому корыту» (т.е. состоянию «96»), то включайте
«самовоЗпитание».
На эту тему написаны масса книг, и планирую (е.б.ж) внести свой, более или менее скромный вклад (не мне судить...) в отдельном курсе.
* * *
В качестве подсказки – где искать эти самые «24», – приведу
отрывок из первой страницы программы для родителей в домашнем воспитании детей,
в моей авторской школе «АВе», что значит альтернативное воспитание
или по латыни «Здравствуйте».
В нашей Школе
выработаны законы, которые применимы в любой жизненной ситуации. Вот
основные из них: |
|
«Если без радости, то зачем?» |
|
«Ученье – свет, только если оно в радость» |
|
«Радость – высшая мудрость» |
|
«Всегда радуйся» |
|
«Светящиеся глаза ребёнка – главный и единственный
показатель эффективности педагогического процесса» |
Примечание: Поскольку великий Учитель сказал: «Будьте как дети», то, естественно, что если у родителей и учителей глаза тусклые и унылые, то у их детей и учеников в глазах света не будет.
Ну, и в заключение этой главы – два стиха поэта Агни - йоги Валентина Сидорова:
«Будь радостен – и отпадут усилия,
необходимость волевых толчков».
Его же напутствие:
«Не может быть,
И нет иной задачи,
Всё подчини движению вперёд.
И сон,
И явь,
И каждый миг,
Иначе –
Заглохнет путь
Иль в сторону свернёт».