Методы и практика освоения «Дыхания Жизни»
Четвёртый шаг
Медитативный бег
* * *
Семидесятые годы прошлого (20-го) века. Называют их сейчас – период «брежневского» застоя. Господство идеологии, в которую не верили в первую очередь те, которые насаждали её. Есть закон природы: «Каждому действию равно противодействие». В плане духовности оно, в частности, выразилось в создании методики «Комплексного само программирования». Автор и создатель этого направления – Ян Иванович Колтунов –профессионал-инженер, работал «в космосе» (т.е. всё засекречено). Получило это движение достаточно широкое распространение по стране. В Москве, в спорткомплексе «Крылатском», как писал журнал «Огонёк» (имевший тогда миллионные тиражи) – по воскресеньям на занятие, с утра собиралось до 1500 человек. Это живое движение и методика стала быстро распространяться по стране – втянуло в себя и нашу «подпольно-нелегальную» группу.
В начале 80-х, естественно, «идеологические органы» аккуратно подрезали «крылья» «Крылатскому», а у Колтунова начались неприятности с властями, девизом которых был: «Души прекрасные порывы».
Я лично с Яном Ивановичем встречался два раза: один раз в Москве, будучи в рабочей командировке; другой раз в нашем городе – он плыл на туристском теплоходе по Волге – стоянка в Куйбышеве была несколько часов, и мы организовали ему встречу с наиболее инициативными участниками нашей группы.
На сегодняшний день, из его методики, наибольший интерес, на мой взгляд, представляет разработанный им «Медитативный бег».
Я в то время основательно занимался йогой и «вгрызался» в методику Бутейко. Поскольку ни в методичках Колтунова, ни при личных встречах о дыхании во время бега не было речи, то, естественно, в моей личной практике и с группами учеников, эти две методики слились в одну.
* * *
«Медитативный бег» (в моей практике) решает проблему избавления от «Алчного дыхания» и переход к «Дыханию Жизни» сразу с «двух сторон»: уменьшение дыхания и наращивание физической нагрузки через бег идут одновременно, как бы навстречу друг другу.
У так называемого «здорового человека», по медицинским сведениям, 90% капилляров (мельчайших кровеносных сосудов) постоянно выключены из системы кровотока по причине спазмирования и зашлакованности.
Активная физическая нагрузка в медитативном беге, в сочетании с уменьшением дыхания, расширяет и раскрывает всю сосудистую систему, и психофизиологическое состояние человека преображается.
Ещё задолго до открытия моей авторской школы здоровья, группы энтузиастов летом занимались на поляне «Фрунзе» («Барбашиной»). Поскольку я сам не так давно сумел «вылезти» из тяжелейшего заболевания, у меня была внутренняя потребность передать свой опыт другим. Не было никакой формальной организации, было несколько «авторитетов», которые, чему-то научившись сами, водили группы. Люди, прибывшие на «поляну», сами выбирали для себя, к какому «инструктору» в группу им «устроиться» для бега. Видимо, интуитивно предчувствуя свою будущую профессию «учителя здоровья», мне интересно было работать с ослабленными, больными, после операции, инфарктов, инсультов и т.д. Естественно, такие ко мне и тянулись, поскольку после бега, ещё час-два люди общались на «поляне» и делились впечатлениями от занятия.
Чтобы сразу отмести недоумения по поводу физической нагрузки в медитативном беге, для людей больных и послеоперационных, объясняю: рядом с моей бегущей группой (теоретически) мог бы идти человек в совершенно спокойном темпе и, возможно, он не только не отставал бы от бегущих, но и запросто мог обогнать, не напрягаясь; но этот-то человек шёл, а группа бежала.
Рекомендую вам на практике найти разницу в движении шагом и бегом (без учёта скорости).
Группы мои собирались в количестве от 10-20 человек, разбирались в строй парами или тройками, в зависимости от количества: группа должна быть компактная – инструктор бежит «с боку» и голосом даёт постоянные команды.
Основная «хитрость» моя была в том, что направляющей парой или тройкой я ставил самых слабых, а сильные бежали в «хвосте». Темп бега определяли «направляющие» пары (или тройки), им должно было быть легко и удобно, а «сильные» приспосабливались к ним и помогали им своей здоровой энергетикой.
Критерий отбора в группу медитативного бега, под моим руководством: ходить можешь – значит справишься.
* * *
Примерный план и некоторые методы проведения занятия медитативным бегом
Выбор места проведения занятия, естественно, желательно экологически чистое. |
Занятия группой, как правило, более эффективны, чем индивидуальные, но при наличии понимающего суть метода лидера-инструктора. |
Если решено заниматься одному, то учитесь приводить в порядок и организовывать свою внутреннюю «группу». Внутри вас целая толпа всяких «Я», которые постоянно выскакивают и пытаются командовать: «быстрее», «ну, хватит уже», «не туда» и т.д. и т.п. Назначьте из этой толпы одного старшим и поддерживайте только его своим вниманием и одобрением на период занятия. Все сомнения и разборки – на потóм – во время анализа и «разбора полётов».
Группа – это со-трудничество, а не со-перничество. |
Запрещены всякие разговоры между участниками во время занятия. Общение – только с инструктором. |
|
Каждому члену группы, на период занятия, необходимо максимально отключиться от своего прошлого и будущего – быть в «Здесь» и в «Теперь», всё остальное – на потóм. |
Инструктору – вежливо, но твёрдо предупредить (!) участников о возможности удаления с занятия нарушителей дисциплины, дабы не испортить работу всей группы. |
Взяв управление группой на себя, дальше руководить и ни в коем случае не включаться «в перепалки». С нарушителями общение примерно такое: «Мы с вами обсудим это после занятия» или удалять. Инструктору – не самоутверждаться, не заводиться, не поддаваться на провокации, а раствориться в группе, ощущая всю её, как своё продолжение, свой единый организм, за который вы несёте полную ответственность.
Помню на занятиях, на «поляне» бегало много групп с разными инструкторами. Часто были случаи, когда у них, во время занятия, кто-то «сходил с дистанции». В своей практике я не могу припомнить ни одного подобного случая, видимо, сказывалась моя первая профессия «хормейстера», т.е. «мастера хора». Начиная занятие, я настраиваюсь на группу, как на единое целое, единый живой организм: как это из «живого целого» может «отвалиться» какой-то орган? Это важно при организации любой работы – толпу превратить в группу, затем в творческий коллектив, а творческий коллектив вместе (в ансамбле) способен решать любые задачи, помогая друг другу и взаимодополняя своими способностями и возможностями.
Чтобы стать эффективным лидером, руководителем, необходимо свою внутреннюю «толпу» превратить в группу, а затем в «творческий коллектив». При решении этой задачи, руководство другими людьми не составит труда... Закон – «Начни с себя».
* * *
Объяснения даю для работы с группой. При индивидуальных занятиях – то же самое: внутренних помех будет не меньше. Итак...
Встать в круг. Всем посмотреть, как по кругу протекает энергия от человека к человеку: по часовой или против часовой стрелки. Чаще, в этом правостороннем мужском мире и у женщин – она течёт против часовой стрелки, но всё индивидуально. Проверьте, как вы бы сейчас помешивали чай – так вокруг вас и течёт энергия в вашем биополе на горизонтали.
Из солнечного сплетения (манипуры-чакры) выведите наружу светящуюся точку и начните её внимательно раскручивать вокруг себя по течению энергопотока.
Почувствовав уверенность в этом «обёртывании» себя энергией – увеличьте орбиту светящейся точки и захватите в свой круг соседей справа и слева. Инструктор подаёт команды и всё делает вместе с группой, одновременно контролируя свои внутренние ощущения и группу в целом.
Плавно орбита «точки» увеличивает свою окружность, и постепенно каждый в группе захватывает всех. Это очень важный момент – создать и прочувствовать единое энергетическое поле группы, которое необходимо сохранить до конца занятия бегом. Если инструктор и группа неопытные, и через какое-то время «общее поле» распадётся, то во время бега, не останавливаясь, нужно повторить это упражнение.
Группа выстраивается парами (или тройками) и начинает бег. Инструктор бежит обычно слева в середине или ближе к концу, чтобы вся группа была под его визуальным контролем, и всем был хорошо слышен его голос (мужчина, как правило, правой стороной отдаёт свою энергию).
Инструктору постоянно следить (это важно!), чтобы группа держала «строй», т.е. пары (тройки) бежали «грудь в грудь», и расстояние между парами было одинаковым: не позволять ломать строй – это разрушает общую энергетику, держать до самого конца, пока не будет команды – «можно разойтись».
Теперь о темпе бега: если вы с самого начала «отпустите» группу, то обязательно, «сдуру», все рванут. Опытные инструкторы моей школы продолжали бег группы в течение часа, притом никто не только не уставал, а наоборот – набирались сил. Поэтому, рекомендую такой приём: когда группа построится парами (или тройками) и вы объясните все правила про держать строй, о внутренней работе и т.д. – советую начать бег не вперёд, а для начала на месте, не спеша, как бы разминаясь, постоянно ощущая общее поле и наращивая внутренне желание бежать. Почувствовав, что группа созрела для бега, переходите на движение вперёд. Напоминаю – направляющими должны быть самые слабые в группе, а сильные замыкать группу. С «перепугу» и от дурного воспитания, полученного от физруков, слабые тоже могут «рвануть» (!). Темп бега инструктору советую держать хотя бы в два раза медленнее, чем может и хочет группа.
Работу выполняйте не «сдельную» а «повременную»: важно не расстояние, которое вы пробежите, а затраченное время – чем больше, тем лучше, но при условии – «счастливые часов не наблюдают». Держать заповедь: «Не навреди». Все участники должны быть так включены в процесс бега, чтобы не заметили, как быстро пролетело время. Как правило, стихи пишутся на бумаге. Ценителя поэзии не волнует какого сорта эта бумага, он оценивает – поэзия это или рифмоплётство. В переводе на наше занятие – бег – это среда (бумага), а медитация и концентрация – это главная работа (стихи).
Бег я рассматриваю как анти-дыхательное упражнение, но работая с группой или бегая один, о дыхании я не говорю ни слова и никаких задач, на тему дыхания, не ставлю. Нельзя искусственным (волевым) действием вернуть (восстановить) себе естественное дыхание. Когда человек (и животное) концентрирует всё своё внимание на чём-либо, его дыхание всегда уменьшается. Действие может быть непосредственное, т.е. направленное на конкретную цель, и опосредованное. Поясняю: концентрируя всё внимание на содержании бега, мы, при качественном выполнении этой задачи, обнаруживаем, что дыхание уменьшилось или совсем остановилось (внешне), перешло в эндогенное (внутреннее) как бы само собой. Перевод же внимания на дыхание, с целью его уменьшения, всегда искусственен: ставится цель (!) – «иметь»; «алчность» увеличивается, а дыхание углубляется, т.е. приводит к противоположному результату.
* * *
Вот группа бежит, все «держат строй», вам удалось сдержать их «прыть», им даже странно – разве это бег? «Дурное воспитание» требует напряжения – не отстать и всех обогнать! Попросите их (и себя!) успокоиться и представить себе, что вот так будет продолжаться не какое-то время, не до какой-то цели и там всё закончится, а всю оставшуюся жизнь – «Бег – Жизнь»: «Я всегда бежал, всегда буду бежать, и ничего другого не будет». Необходимо внутренне принять эту ситуацию и согласиться с ней. После того, как ситуация принята «умом», попросите группу (и себя) поискать удобство, комфорт внутри себя от самого процесса бега, как в физических ощущениях, так и в «душевных».
Закон школы Рафаила: «Мы делаем упражнение не потому, что оно полезно, а потому, что оно приятно».
Инструктору: не «заваливать» группу большим количеством разных «команд», давая время на выполнение каждой из них; чувствовать всю группу и каждого участника в отдельности, корректируя выполнение; чувствовать – вот это выполнено и лучше сегодня не будет, не добиваться (!), а вселять уверенность, но и не давать «засыпать»; не быть слишком серьёзным и «озабоченным», но и не превращать работу в балаган; ощущение чувства МЕРЫ – главное в любой работе (как во внешней, так и во внутренней).
* * *
Примерно здесь (на этом этапе) заканчивается, говоря музыкальным языком, «прелюдия», «увертюра» – вступление. Группа работает, организована, «процесс пошёл» (в индивидуальном занятии – самому с собой – напоминаю: всё тоже самое). Дальше возможно бесчисленное количество вариантов развития событий – это зависит от грамотности, эрудированности и творческого опыта инструктора.
Практически все методы, тренинги, концентрации, медитации, аутотренинги, направленные на работу внутри себя и обычно выполняемые сидя (лёжа) – можно выполнять и во время бега. Я дал некий примерный минимум, который ни в коем случае не является программой: просто с чего можно начать; освоив это, можно идти дальше «вверх», «вширь» и «вглубь».
* * *
Более чем подробно я описывал выше, как нас, с первых минут рождения, зажимали, заковывали и обездвиживали в пелёнках в противоестественный образ жизни, в оковы «правильно-хорошего» поведения, воспитывали желание стараться, угодить, расписывали программу дальнейшей жизни и т.д. Большинство же из нас делало всё возможное, чтобы из альтернативы «Быть или Иметь» выбрать «Иметь». Современное общество постоянно внушает нам – для того чтобы «Быть», надо «Иметь» и никак иначе. Эта «Алчность» на приобретение, добывание, борьбу за – глубоко сидит в нашем подсознании и помимо нашего желания и осознавания определяет всю нашу жизнь.
Каждая система, орган, клетка нашего тела пропитана «идеологией алчности», разница только в том, на каком уровне: деньги и вещи; способности и творчество; интеллект, замыслы, проекты и их реализация; нравственные качества, духовность, познание и устремление к так называемому «Богу». Абсолютно все зажимы – психические, ментальные, духовные – обязательно отражаются на физическом теле в виде напряжений, неадекватных усилиях, резкости движений, страхе что-то сделать «не так» и т.д.
Закон школы Рафаила: «Слушай своё тело – твоего лучшего друга на Земле» (Лиз Бурбо).
Только физическое тело, единственное из всех тел человека (см. выше), всегда находится в настоящем моменте, т.е. в «Здесь» и в «Теперь», поэтому только оно в состоянии адекватно реагировать на всё происходящее в настоящем моменте, чётко регистрировать все вызовы Жизни. Первое впечатление, как правило, самое точное: кого-то или что-то мы «не перевариваем», «печёнкой» чувствуем, что не надо этого делать, а ум, воспитание с этими ощущениями не согласны.
Миллионы лет эволюции заключены в сознании и разуме клеток, поэтому я всегда начинаю любую работу с расслабления.
«Сосредоточиться – не значит напрягаться, а совсем наоборот».
Валентин Сидоров (поэт Агни-йоги).
В йоге есть даже отдельное направление – «Йога-нидра».
«Йога-нидра приводит к состоянию релаксации, благодаря отвлечению сознания от внешних впечатлений и погружению его в сокровенные недра психики».
Свами Сатьянанда Сарасвати.