Методы и практика освоения «Дыхания Жизни»
 

Четвёртый шаг

Медитативный бег

«Не всплески волн и не водовороты,
Мы чтим теченье ровное реки.
Да будет постоянным Устремленье
И непрерывным, будто бы река».
Из Агни-йоги

 

   Время, примерно, начало 70-х годов. Познакомился с опытным йогом из Украины, который часто приезжал в командировку по основной работе в мой город. Подробнее о нём планирую рассказать (е.б.ж.) в разделе «Йога». И поведал он мне такую историю...

   Отдыхал я на берегу Чёрного моря: лето; песчаный пляж; приятная компания; интересные женщины. И захотелось мне обратить на себя внимание – небрежно крутануть сальто, стоя на месте: дело привычное, бесчисленное количество раз деланное и хорошо освоенное, никакого риска, вот только один момент не учёл... Стоял я по щиколотку в морской воде, волны накатывались и уходили... Группа собралась посмотреть, как я это сделаю. Подобные выступления для меня не в новинку – ничего особенного. Собрал своё внимание, присел для прыжка вверх. В момент толчка ступнями, уходящая волна как бы «выдернула» из-под меня песок, я осознал это уже в воздухе: прыжок получился в пол силы, и, естественно, вместо полного поворота я сделал ровно половину и приземлился не на ноги, а на голову –хруст в шее, дикая боль, сознание моё уплывает, но я собрал всю свою волю и не позволил себе потерять сознание. Вокруг меня крики, охи, сожаления – надо срочно вызывать «скорую», но я категорически запретил им это делать, попросил отнести меня на квартиру, которую я снимал недалеко от пляжа: положили меня на одеяло и доставили «домой», положив на кровать. Поблагодарив их (находясь в полубреду), я попросил оставить меня одного. Был вечер. Вперемешку с потерями сознания, всю ночь, до раннего утра, занимался энергетическим тренингом.

   Пояснение от Рафаила.

   В медицине подобные случаи нередки, называется это – «травма ныряльщика»: человек с высоты ныряет в воду, а там мелко и втыкается головой в дно реки. Если после этого остаётся живым, то врачи его туловище, шею и голову заковывают в гипс, и он лежит неподвижно длительное время (около года).

   Продолжаю дальше его повествование...

   Как только на улице забрезжил свет, я начал пытаться предпринимать попытки сесть на кровати и свесить ноги. Боль была дикая, не пересказать: не то чтоб от движения, от малейшего шевеления, словно молнией, прожигала она мозги и всё тело... Все таки я умудрился надеть на себя спортивное трико и тапочки, направившись к двери, чтобы сделать пробежку (по утрам я бегаю): цеплялся за стены, обнимался с уличными фонарями. Благо все ещё спали и, я думаю, никто меня не видел. Примерно через час (конечно, бегом «трусцой» это назвать было нельзя) – я уже «ковылял», ещё через час, я думаю – это было похоже на медленную спортивную ходьбу, а к концу третьего часа – я лежал на своей кровати и наслаждался отдыхом. С месяц я работал: тренинг, йога, лёгкий бег... К врачам не обращался, всё восстановилось полностью.

   Что всё восстановилось у него полностью, я имел удовольствие лично убедиться, присутствуя на его показательных выступлениях и восхищаясь его выполнением сложнейших йогических поз.

   Для убедительности, что эта история мною не выдумана, раскрываю его имя: Дубинин Геннадий Николаевич из города Днепропетровска. Наведите справки. Местные йоги просто обязаны его знать, правда, с тех пор прошло около сорока лет. Надеюсь, что он жив и здоров. Мой низкий поклон ему и благодарность за помощь в начальной стадии моих духовных устремлений.

* * *

Геннадий Дубинин. Фото с афиши в г. Куйбышеве, примерно, 1973-74 гг.

Геннадий Дубинин. Фото с афиши в г. Куйбышеве, примерно, 1973-74 гг.

Геннадий Дубинин. Фото с афиши в г. Куйбышеве, примерно, 1973-74 гг.

Г.Н. Дубинин, г. Днепропетровск.

Фото с афиши его выступления в г. Куйбышеве, примерно, 1973-74 гг.

* * *

   Есть пять основных поз – состояний физического тела, в которых мы живём, работаем и производим различные действия – это лежание, сидение, стояние, ходьба и бег.

   В странах (цивилизациях) с древними и развитыми «корнями» психофизической культуры, как, например, Индия, Китай, изучению и постижению этих основных поз-состояний уделяется огромное внимание, в общем комплексе воспитания и образования человека. В Индии – это йога, в Китае – у-шу («путь воина»).

   В классической йоге, поза (асана) считается полностью освоенной, если ученик может находиться в ней абсолютно неподвижно в течение трёх часов. Любое шевеление – это изменение позы, смена всей (!) внутренней энергетики – отсчёт времени нужно начинать сначала. Такое возможно только при «идеальной правильности» позы лежания, сидения и стояния (соответственно – шавасана, дандасана и тадасана), в которой обеспечивается свободная и полноценная циркуляция всех кровеносных и энергетических потоков физического и «тонких» тел человека, взаимосвязь и гармония всех его органов, систем и тел. При внешней статике (неподвижности), внутри мастера асаны, в его «микрокосмосе», идёт полноценная жизнь и взаимосвязь с «Макрокосмосом».

   В боевом искусстве (при внешней динамике – постоянном движении – внутри бойца должна быть тишина и спокойствие), для произведения поражающего удара (нокаута) необходимо, чтобы тело двигалось по определённой траектории, и в решающее мгновение вся сила – энергия – проникла и «взорвалась» в теле – энергетике «противника».

   Это великое искусство БЫТЬ, как в статике, так и в динамике.

   В воспитании музыканта-исполнителя, правильной посадке за инструментом необходимо уделять огромное внимание. Опираясь на собственный полувековой опыт утверждаю, что если органичная посадка (правильная для данного ученика) не будет найдена, то музыкант-исполнитель не состоится.

   Искусство пения – это искусство дыхания. Без правильной позы (положения «певческого вдоха») дыхание не организуется.

   При работе в школе, институте – процесс писания, успешность всей психо-интеллектуальной работы зависит от правильной посадки за столом (партой), а работа за компьютером – то же самое.

   По «выправке», в добрые старые времена, отличали в толпе военного в штатском костюме.

   Посадка кавалериста в седле...

   Сутулая спина углубляет дыхание и делает его нездоровым, алчным.

   Человек – существо прямоходящее. Любые сколиозные изменения в позвоночнике делают человека неполноценным.

   При «идеальной» позе, дыхание прекращается и сливается в единое целое с движением.

   Всё это «на бумаге», конечно, абсолютно «голословное пустозвонство», а нужна практика, практика и ещё раз практика…

   Вывод: в основе истинной «Физической Культуры» должно быть обучение, постоянное развитие и совершенствование в искусстве лежать, сидеть, стоять, ходить, бегать. В пяти этих состояниях и находятся истоки полноценной, здоровой и радостной, творческой Жизни.

   Вспомнилось, в какой-то книге прочёл: «Когда японец идёт, он думает о своих стопах». Мысль автора я понял, но выражена она не точно (или автор-европеец не понимает того, о чём он пишет). А сказать надо было примерно так: когда японец идёт, он «думает» ногами, т.е. его сознание находится там, где действие. Горе от ума! Мыслящим и осознающим должно стать всё тело.

* * *

   Если в зрелом и «перезрелом» возрасте народонаселение планеты с лежанием, сидением, стоянием и даже с хождением всё-таки справляется «кое-как», то вот с бегом основная масса справляется «никак».

   Когда животные или дети видят «цель» нужную, интересную им, они к ней не идут, а обязательно бегут, притом радостно и энергично. Даже домашние животные – собаки, которые живут в человеческих семьях и от этого основательно «дуреют и оскотиниваются» – с восторгом снова и снова бросаются за палкой, брошенной хозяином… Вы думаете им нужна палка? Они «ловят кайф» от рывка, бега, от физического устремления к цели.

   Я уж неоднократно упоминал выше, что «телесно» мы ничем не отличаемся от животных. В своей «пляжной школе», наблюдая за детьми младшего возраста, я удивлялся и восхищался их подвижностью и неутомимостью. Если не жара и солнце не припекает, они часами могут носиться по пляжу, в то время как их мамаша, которой и до 30 лет далеко, утомлённо и лениво лежит на песке.

Дети на пляжу

* * *

   Напоминаю, «Дыхание Жизни» на уровне физического тела – это гармония, баланс кислорода и углекислоты (см. предыдущие разделы). Физические движения активизируют выработку углекислоты в организме. Вспомните, как «астматичка» снимала приступы мытьём полов.

   Движение к «Дыханию Жизни» на уровне физического тела – это дышать реже, поверхностно, а работать активнее.

   Трудно придумать что-либо более дебильное, чем постельный режим во время болезни: человек лежит недовольный («за что мне это?!»), ждёт не дождётся, когда это «наказание» закончится; «Алчное дыхание» расцветает, СО2 вымывается, все сосуды сужаются и зашлаковываются, выделительные процессы тормозятся, застойные явления «ширятся» и т.д.; отсутствие движения, физической нагрузки не даёт возможности организму вырабатывать СО2 (углекислоту, которая расширяет сосуды и активизирует этим все выделительные процессы – выбросы ядов и шлаков). Но, несмотря на все старания «белохалатников» и родственников, человека прикончить трудно, всё-таки даже при постельном режиме чаще поправляются, хотя времени на это уходит не в разы, а на порядки больше, чем при грамотном и разумном поведении при обострениях.

* * *

   «История болезни учителя здоровья» заканчивается на том, что я начал выкарабкиваться из болота своих «болячек». В «букете» проблем организма был, в частности, и радикулит. Какой-то «доброхот» мне посоветовал на ночь прикладывать электрогрелку на больную зону. Пока я не сообразил, что от тепла воспалительные процессы многократно усиливаются, я просыпался утром совершенно обездвиженным. У меня уже был к тому времени в памяти рассказ об излечении «синдрома ныряльщика» бегом, и я, уговаривая себя, что «радикулит» – это не раздробленные позвонки, что моему приятелю было несоизмеримо больнее, со стонами и охами долго одевал на себя спортивную форму (до сих пор в памяти вспышки острой боли!), выкарабкивался на улицу, пытаясь осторожно делать что-то похожее на бег, но потихоньку, через час-полтора уже прибегал домой, собирался и ехал на работу.

   Ледяные обливания под душем (дело было зимой) и лечебное голодание, относительно быстро, избавили меня от радикулитной напасти.

   В дальнейшие годы иногда цеплял меня радикулит, да и сейчас иногда чувствую какой-то дискомфорт в пояснице, но я уже был и есть «во всеоружии» приёмов и методов самооздоровления.

* * *

   Как-то, относительно недавно, позвонила по телефону моя сотрудница и охая сообщила: у меня «ЧП» – ни согнуться, ни разогнуться. Задав несколько вопросов, «посмотрев» её энергетику, вспомнив, что даме «под сорок», я понял – «радикулит». Лечение, известное при любом обострении: «жрать» перестать на 2-3 суток; радикулит особенно «не любит» холодную воду и, конечно, бег. Зная по опыту, что дамы, которым «под сорок», на бег ленивы и что энтузиазма не будет точно, я вспомнил, что она занимается в группе «танец живота». Так это то, что надо! Разогрев (изнутри) и активизация поясничной области, ног... В ответ на моё предложение я услышал – «Что Вы! Я шевельнуться не могу!».

* * *

   Дальше мне объяснять на бумаге очень трудно. Эта дама занималась в моей школе, знала «слэнг» школы (как у любых профессионалов) и понимала (или хотя бы имела представление), что за этими словами стоит, на уровне физики ощущений. Помните выражение Блока: «Они там говорят о несказуемом!»? Чтобы понять, нужно сделать самому или хотя бы видеть, как это делают другие. Есть такое выражение: «видеть – значит делать». Конечно, смотреть и видеть – это разные вещи, но только смотрящий увидит.

   Практика – это всегда несказуемое, говорить о ней трудно, а уж писать...

   Любая духовная школа – это совсем не «всеобуч» – это для избранных, и, притом, не просто к развитию в себе духовности, а к развитию духовности дорогой (тропой) именно этой школы.

   «Палец, указывающий на Луну, не спутай с Луной».

   Читая буковки и слова о реальных действиях, «мозгами» пытаясь понять словесные объяснения, советую помнить, что всё, что вы выносите из этого – это направление (палец), в котором нужно искать, пробуя и ощущая путь, дорогу внутри себя.

   «Мысль о возможности – открытый путь».

   При «очном» занятии с Учителем, он вас возьмёт «за ручку» и приведёт к нужному результату (полному или частичному). При «заочном» обучении вы получаете «карту» с пунктиром вашего пути, с некоторыми ориентирами, а идти, искать надо самим.

   «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

   Но если вы пытаетесь развить в себе «взрослость» (см. «Краткий курс»), то заочное обучение предпочтительнее. Пройдя самостоятельно и найдя искомое, вы уже не потеряете и не забудете найденное. Кроме этого, в вас начнёт развиваться творчество и вера в себя. Без «взрослости», творчества и веры в себя, путь – только в «стадо баранов». Вместо духовности пойдёт «духовка». Есть прекрасное выражение на эту тему: «корпоративная духовность».

* * *

   Любой «нормальный человек», который при радикулите (а есть ли те, которые сумели прожить жизнь без приступов радикулита?) начнёт бегать или плясать «танец живота», или просто попробует делать резкие движения, свалится в такой «овраг», что больше не захочет этого пробовать.

   Что можно сказать по этому поводу? Ну, например, что моя сотрудница через три дня позабыла о радикулите. Конечно, он ей о себе ещё напомнит, поскольку постоянно и ежедневно работать ведь так неохота (не правда ли?), но она уже знает, что надо делать в этом случае и, главное, какой надо быть. А тому, кто «свалится в овраг», что сказать? Пожалуй, раз ты «нормальный человек», то надо было «посоветоваться с врачом», раз не посоветовался – так тебе и надо! Впредь так не поступай!

   Школа Рафаила для абсолютно ненормальных людей, как и сам Рафаил тоже.

* * *

   Есть два вида стратегии жизни (кармы) человека: карма послушания и карма инициативы. Только сам человек должен (и самостоятельно!) решить, какой «стиль» жизни для него предпочтителен. Если это «послушание», то всё просто: «посоветуйтесь», посмотрите, как все «это» делают, найдите опытного руководителя и т.д. – и это во всех жизненных вопросах. Если это «инициатива», то, как говорят на Руси – «за базар надо будет отвечать» и всегда только самому, отвечать за всё, что происходит, как внутри вас, так и в вашем окружении, а для этого нужно быть взрослым и творческим... Поскольку взрослость и творчество – это диалектическое понятие и никогда недостижимое окончательно, то необходимо не ожидание результата, а мощное устремление в этом направлении. Как только скажешь (подумаешь): «Ну, уж в этом-то я взрослый и творческий», так Жизнь сразу устроит проверку и покажет, что это не совсем так или даже совсем не так, но ведь именно в этом и есть развитие, интерес к Жизни, радость творчества и движение к Самореализации.

* * *

   Информация к размышлению: «Большинство всегда неправо».

   В Японии говорят: «Можно поступить правильно, можно неправильно, а можно по-японски». Лично я для себя пытаюсь всю жизнь искать «японское» решение любой жизненной задачи.

* * *

   Заключительная часть раздела «Причина болезни» заканчивается пожеланием – «Болейте на здоровье!», поскольку, на самом-то деле, болезнь – есть никакая не болезнь, как нам внушают «белохалатники», а очистительный процесс, движение к Здоровью. Рекомендую время от времени перечитывать это, поскольку невежественные внушения медицинского лохотрона крепко сидят в головах народонаселения.

   Как я уже объяснял выше, если хочешь подольше «поболеть» – соблюдай постельный режим; если же хочешь помочь своему организму в процессах самоочищения – увеличивай физическую нагрузку (желательно до пота). Подходит любая физическая активность – фитнес клуб, спортзал, велосипед, лыжи, коньки, танцы и т.д. – выбирайте то, что вам ближе и интересней, но все перечисленные занятия – они искусственные, а ходьба и бег – это естественные состояния человека – они в нашей жизни должны присутствовать обязательно. Если же бег, а тем более ходьба для вас затруднительны – то… не знаю даже, что и сказать – это начало «конца», «финишная прямая». Хотите дальше жить – надо навыки ходьбы и бега восстанавливать.

* * *

   Во время быстрой ходьбы и тем более бега, активизируются все жизненные процессы: лёгкие, как «мусоросжигалка», очищают кровь; кожа с потом выводит яды и шлаки; происходит разогрев всего тела. Во время быстрого и энергичного бега в организме происходят, примерно, те же процессы, что и в «целительном кризисе», только в ускоренном режиме. И, естественно, если регулярно (а лучше – ежедневно) включать в свой распорядок дня быструю ходьбу, а лучше бег, то пожелание «Болейте на здоровье!» вам не понадобится...

   На стадионе меня постоянно обгоняют бегуны с шумным и глубоким дыханием. Бегают они для здоровья, но КПД (коэффициент полезного действия) у них ничтожен – «одно лечат – другое калечат»…

   Глубокое дыхание прожигает бронхи и лёгкие, спазмирует все сосуды в теле, со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями – происходит волевое изнасилование себя. Мягко говоря – глупо так оздоравливаться.

   Помню, в одном старом советском фильме про солдат спецназа, старшина скомандовал: «Марш-бросок на 80 км!». Солдаты побежали, читая хором: «Хо-ро-шо жи-вёт на све-те Вин-ни Пух, от то-го по-ёт он э-ти пес-ни вслух». В кинозале никто, конечно, не понял – зачем это, но я как раз в то время отрабатывал дыхание в беге и сразу сообразил, что это делается для того, чтобы солдаты не «сорвали» дыхание: длинный выдох – на всю строчку, затем очень короткий вдох (глубоко вздохнуть не успеешь!) и вторая строчка – на длинном выдохе. Это была мне подсказка, которую я использую до сих пор. Когда ситуация вынуждает меня быстро бежать, а также потом восстанавливать дыхание, то, вместо частых и глубоких вдохов, я делаю, наоборот, длинные и активные выдохи, а после этого – не вдох, а расслабление в лёгких (воздух должен сам входить в лёгкие) и опять активный длинный выдох…

* * *

   За последнее десятилетие произошёл буквально «взрыв» авто-машинизации населения и это превратило ежедневную практику активной ходьбы (или лучше бега) из желательной в необходимую.

   Как я писал выше, «человеческий детёныш» закован в неподвижность от рождения до аттестата зрелости. Дальше он, вроде бы взрослый, покупает машину, садится, пристёгивается и едет в институт или на работу. Приехав – садится – и «до звонка». Закончив работу (учёбу), садится в машину и едет домой. Приехав домой, он что делает…?

   У некоторых бизнесменов работа в постоянных переездах по городу. Вдумайтесь во фразу: целый день мотается из конца в конец города, оставаясь в полной неподвижности, а «заскочив» в очередной «пункт назначения», он что делает? Конечно садится и ведёт переговоры, ест, пьёт... Притом, все переезды в условиях города – это активная нервно-эмоциональная нагрузка. А стояние в пробках – это отдых? Сомневаюсь… Все условия для развития «алчного дыхания», в режиме гиподинамии.

   Всё – как в детстве, только вместо пелёнок – скован «железной рубашкой» автомашины.

   При посещении общего отделения бани, меня постоянно раздражает вид оплывших жиром «беременных мужиков»: примерно на пятом, шестом, седьмом месяце; и таких посетителей подавляющее большинство – и молодые, и старые. Как в песне Пугачёвой: «То ли ещё будет…».

   Слышал, что в Японии модно иметь при себе всегда «шагометр» (прибор – счётчик, регистрирующий каждый шаг). Рекомендованная норма – 10 000 шагов в сутки.

   Интересно, а сколько получается у нас с вами?

   Учитывая постоянную потребность наших граждан в сравнивании себя со всеми, и для развития чувства патриотизма, предлагаю вызвать японцев на соревнование, только несколько изменить предмет соревнования: хорошо им там в японских-то просторах каждому делать по 10 000 шагов в день, а нам-то где ходить? Поэтому я предлагаю соревнование: посоревноваться не в количестве шагов, а в количестве стаканов, рюмок и сигарет, из расчёта на килограмм веса и пересчёте на душу населения…

* * *

   Убедившись, как описано выше, в эффективности бега при избавлении от радикулита, я стал использовать его как панацею в «лечении» и, главное, предупреждении любых других отклонений от здоровья. Как с пожаром, лучше не тушить, а предупредить возгорание, так и с «обострениями» – «болезнь» не сваливается неожиданно.

    Взрослый человек, т.е. «отвечающий за базар», хотя бы внутри себя, обязан почувствовать приближение «обострения» за двое-трое суток и немедленно начать принимать меры...

1. Очищение желудочно-кишечного тракта.

2. Прекращение приёма пищи.

3. Активизация физической нагрузки.

   Если всё сделано своевременно и грамотно, то пропускать работу (учёбу) не понадобится.

   Освоив это на себе, с конца 70-х годов я начал требовать этого от своих сотрудников и учеников. В отличие от искалеченных дурным воспитанием «взрослых» – дети с этими задачами справлялись блистательно (если не мешали родители). Выращено несколько поколений детей без уколов и прививок, без таблеток и хирургических операций.

* * *

   С 1972 по 1984 год я ежегодно, в августе месяце (12 раз), выезжал с детским коллективом (хоровым, вокальным) в пионерский лагерь. Количество детей колебалось от сорока до ста. И не было ни одного случая, чтобы врач пионерского лагеря нам бы понадобился, не было выпито ни одной таблетки.

   Помню, в один из заездов, во всём лагере «бушевала» эпидемия дизентерии. Все отряды были захвачены этим увлекательным занятием, кроме моего. Во всех отрядах воспитатели усиленно мыли руки детям, я же не обращал внимания на это (всё было как обычно). Когда, к концу смены, буйство поносов стало стихать, начальница лагеря стала допытываться у меня – в чём же секрет моей работы? Я внимательно посмотрел на неё, понял, что читать лекцию о здоровом образе жизни ей бесполезно, очень серьёзно, глядя ей прямо в глаза, внушительно сказал: «Мой отряд заговорённый». Она как-то сразу поверила и стала держаться от меня подальше.

* * *

   Как-то, в один из заездов, к воскресному дню (день отсутствия репетиций), «скопилось» в моём отряде около 5-7 детей с «обострением». Я к тому времени уже несколько лет «водил» группы медитативного бега со взрослыми (методику опишу ниже), но с детьми ещё не пробовал (не было необходимости, справлялись и без этого). А здесь «скопилась» такая толпа «хилых» – надо принимать меры, чтобы к понедельнику они были в «строю», да и интересно было попробовать этот метод на детях. Собрал «больных», объяснил им своё предложение, сказал, что дело это добровольное, т.е. можно отказаться и не бежать. Но детям (в отличие от «взрослых») всё новое всегда интересно – и захотели все. Внимательно оглядев их, я хотел было одного мальчика не брать с собой: наедине предложил ему остаться и не бежать; вижу – у парня глаза становятся влажными. «Ну, хорошо, – говорю, – тогда держись и не подведи группу». И не пожалел об этом: «пацан» держался; временами ему было трудно; я предлагал вернуться в лагерь, но он «сердито сопел» и терпел...

   Был прохладный день, дорога по Бузулукскому заповеднику: песок и сосны; тишина; дикая, безлюдная природа; концентрация и медитация на беге, часа полтора-два.

   Вернулись после ужина («больным» есть, так или иначе, не полагалось): хорошо обмыли детей тёплой водой с головы до ног (трубы к умывальникам шли открытыми по земле и за день солнцем основательно нагревались); уложили «бегунов» в постель, напоив горячим настоем каких-то трав, и наутро все они стояли в строю, «как новенькие».

* * *

   Внутри нас существует Триединство: Дыхание – Мысль – Взгляд.

   «Алчное дыхание» – поток бесполезных хаотичных мыслей – бегающий взгляд, скачущий с предмета на предмет.

   Остановка любой части из этой «троицы» даёт остановку и двух других частей: вставить нитку в маленькое ушко иголки; снайпер прицеливается из ружья; скомандуйте себе – «опасность!» – неизвестно откуда и неизвестно в чём – и, в результате включённости, – остановка дыхания, исчезают все мысли, останавливается взгляд.

   Тренировка и развитие внимания – вот главное условие успешности духовной работы.

   Концентрация – внимание собрано в одну точку, в одну мысль, в одно действие.

   Медитация – внимание на Целом, внутри и снаружи.
 

«Ушёл в себя? Нет, нет, вышел на простор».
В. Сидоров.

 

   Сейчас мы разбираем и работаем над дыханием, но необходимо понимать и помнить, что Живое – это Целое: делить на части его функции можно только в своём воображении. Любой жизненный акт – это Целостное участие, отклонение от этого – болезнь, шизофрения (расщеплённое сознание).

* * *

   Все предложенные вам для освоения «Дыхания Жизни» четыре шага, не требуют от вас ни денег, ни времени, ни специального места пребывания: живите так же, как и жили, делайте то, что всегда делали, но станьте другими. И «Царство Божие» и «Ад» – это всё – внутри нас. Развивайте в себе «взрослость и творчество», тогда быть в Раю или Аду будет вопросом вашего выбора (см. «Краткий курс»).

* * *

   Стратегическая задача физического развития (культуры): дыхание – реже и поверхностнее, при этом физические нагрузки (!) плавно (!) увеличивать. Идеальный вариант – в состоянии неподвижности, лёжа, сидя и стоя – дыхание останавливается (но это ничего общего не имеет с волевой задержкой дыхания). Это не достигается упорной тренировкой – это выращивается: «Когда весна приходит, трава растёт сама»; «Не тяни куст из земли, чтобы быстрее рос»; «Не торопи беременность». Любая торопливость, озабоченность результатом даст только новые, «утончённые» формы того же «Алчного дыхания». Вернитесь к началу этой главы «Четвёртый шаг» и перечитайте эпиграф.

* * *

Способствуют уменьшению дыхания...

– Прямой позвоночник.

– Положение головы – она как бы «всплывает» и тянет за собой все позвонки вверх.

– Взгляд вверх глазами, а не головой (вниз – углубляет дыхание).

– Сомкнутые руки (раскрытые – активизируют дыхание).

– Руки на бёдрах, но тыльной стороной (ладонями – дыхание активизируется).

– Ступни пальцами вовнутрь (наружу – дыхание активизируется).

– Взгляд (осознанный) на одну точку («бегающий» – активизирует дыхание).

– Любое спокойное, неторопливое, полностью осознанное действие.

– Физическое, положительное чувство: ощущение, слушание, созерцательное разглядывание, вкусовое, тактильное и т.д.

* * *

   В первой половине 90-х годов, одна из групп, моей школы здоровья «Ноев ковчег», занималась в соседнем городке, до которого, из областного центра, езды было ровно час на автобусе. Группа занималась один раз в неделю: одно занятие лекционное и новый практический материал проводил я и моя помощница-инструктор; другое занятие – семинарское – усвоение материала, детальная проработка, ответы на вопросы – проводила инструктор. Мне приходилось два раза в месяц ехать одному на автобусе целый час. Группа работала около двух лет. Летом – три месяца – каникулы. Учебный год: 9 месяцев х 2 года = 18 месяцев. Мои посещения – 2 раза в месяц. 18 месяцев х 2 посещения = 36 поездок, т.е. 36 часов в автобусе.

   Не мне судить, какую пользу получили участники группы от этих занятий, но мне эти 36 поездок в автобусе по 60 минут дали невероятно много. Я садился в автобус и на час выключал дыхание... Не будь этих поездок, я бы, конечно, не смог «выкроить» такое количество времени на упражнения по остановке дыхания, а здесь – от безысходности ситуации, тем более, что эта медитация хорошо подготавливала меня к работе.

   Заняв место в автобусе, я выравнивал энергетическое поле всех попутчиков, вводил всех в состояние спокойствия, мира и доброты и начинал заниматься собой. Спокойствие, мир и доброжелательность пропитывали все органы и клетки моего тела. Запомните слово – растождествление.
 

«Голова до прелести пуста –
Оттого, что сердце слишком полно.
Дни мои, как маленькие волны,
На которые гляжу с моста».
М. Цветаева.

 

   С какой-то «высоты» я наблюдал за тем, что происходит в моём микрокосмосе, не вмешиваясь и ничего не желая – это бесполезно описывать, это надо пробовать и делать. Дыхание как бы растворялось в общих энергетических потоках тела, возникало состояние умиротворения и блаженства (ананда), организм переходил на эндогенное (внутреннее) дыхание.

   За все эти 36 медитаций я вздохнул «нечаянно» раза два или три, по своей оплошности: задремал, потерял управление группой, на остановке кто-то новый вошёл и резко заговорил, я вздрогнул, проснулся и вздохнул, но собрался, «собрал» попутчиков и продолжил «кайф».

   С тех пор, в состоянии неподвижности, лёжа, сидя, стоя – в одиночестве – я перехожу на процесс эндогенного дыхания. Прежде чем уснуть, «успокаиваю» дыхание, а ворочаясь во сне, стараюсь следить, чтобы дыхание не углубилось.
 

Картина Владимира Кожанова, г. Самара

Картина Владимира Кожанова, г. Самара