Краткий курс в защиту Бога или о пользе «нечистой» силы. Взгляд на жизнь «гомо сапиенс» из «параллельного пространства».
«Сознавать – это не значит учиться, брать уроки у жизни. Наоборот, сознавать – это значит не иметь следов накопленного опыта. Только пустой разум в силах познать Бесконечное».
Кришнамурти
«Осуждением тьму не рассеешь. Тьма рассеивается явлением Света».
Агни-йога
«Будьте как дети».
Иисус Христос
<1>
Полувековой педагогический опыт привёл меня к такой мысли: «Ничто не мешает нам быть счастливыми, кроме дурного воспитания».
В жизни (и в искусстве) главное – чувство меры. Чуть-чуть недобрал – и всё «провисло»; или – полёт, но – «куриный». Чуть-чуть перебрал – и всё испортил, «перегнул», пересолил и т.д... «Заяц только до середины леса бежит в лес, а дальше он из него выбегает».
Само слово «воспитание» (бессознательно или сознательно) пишется неправильно. Нужно писать «воЗпитание» – возвышенное питание...
Возвышает ли человека знание хронологии в истории? Возвышает ли человека знание того, что «-то, -либо, -нибудь, кое-» пишется через чёрточку? «Чёрточка» – это, видимо, уменьшительно-ласкательное от слова «чёрт»... Я так считаю, поскольку несмотря на то, что в школе прилагал все усилия, чтобы учиться хуже всех, а вот, видишь ли, застряла в памяти эта «чёрточка»!
Вызубренная таблица умножения делает ли человека возвышенным?
Разменяв восьмой десяток лет, я ни разу, ни из чего не извлекал корень квадратный... Авторитетно заявляю, корней различных в жизни много, но «квадратных» – Бог не создал – это человеческие фантазии. Ну «корень» – хоть слово всё-таки естественное. А вот «синусов» и «косинусов» – кого ни спрашивал – никто ни разу в жизни не встречал. После этого я замолкал и про «тангенсы» и «котангенсы» уже не расспрашивал.
Литература, музыка, живопись – конечно, возвышающие направления в становлении человека, но ими надо жить, а не изучать жизнь, «препарируя живое», они должны быть искусством, а не учебной дисциплиной, т.е. воздействовать на сердце, а не на мозги...
На многих семинарах для родителей я задавал один и тот же вопрос: «Приведите мне пример полученного знания из школьной программы, которое помогло вам решить какую-либо возникшую жизненную проблему». Результат был всегда одинаковый. Группа «задумывалась» – и тишина... Тогда я переносил это задание «на дом», предлагал привлечь к этому домашнему заданию родственников. Ни разу, никто не принес мне ни одного примера...
Эту школьную программу «ниЗпитания» я бы назвал – «Калейдоскопическим идиотизмом». А в целом, жизненная программа, которая закладывается с детства родителями, школой, социумом: «институт-семья-могила». Такая вот формула – «алгоритм жизни»...
Обычные вопросы (для тех, кто согласен с моим пониманием происходящего): «Что делать?» и «Кто виноват?». «Что делать?» - постановка этого вопроса, почти всегда, неверная. Нужно ставить вопрос: «Каким быть?», тогда «Что делать?» решится в зависимости от ответа на вопрос «Каким быть?». Подробнее на эту тему в другом цикле. На вопрос: «Кто виноват?» отвечает закон Школы: «Никто не виноват, и я не виноват тоже, причём во всех жизненных случаях».
В этом «школьном всеобуче» – кто виноват? «Учило»? «Преподы»? Да они – больше всех пострадавшие, как рабы, прикованные к тачке. Современная пословица гласит: «Ума нет – иди в пед». Кто «с мозгами» и совестью попал в «пед», – побыв немного в школе, бежит подальше «куда глаза глядят». К тому же и проблема эта планетарного масштаба, а не только нашей страны.
Министерство, которое этим вопросом ведает, называют то – «минПросвещения», то – «минОбразования». Но, «пардоньте», как говорят воспитанные люди, человек создавался не по программе минОбразования, а по Образу и Подобию Бога! Эти главные «образователи»-то – кто? От чьего имени они выступают?
Выяснить, от чьего имени они выступают – задача, которую нам нужно решить в этой «беседе». Я искренне надеюсь на ваше включение в эту «беседу»: согласие, разногласия, суждения, возражения, соображения и т.д.
Есть ещё одно «ведомство», которому следовало бы «озаботиться» воЗпитанием Человека по Образу и Подобию – это религия или, вернее, религии.
Дед мой, по матери, Макаров Максим Николаевич, был «воцерквленный» православный. Благо, церковь была недалеко от дома, и он ежедневно ходил, как он говорил, и «к заутрене», и к «вечерне». В кармане его пиджака, с левой стороны, всегда лежал «Новый Завет», который он читал каждую свободную минуту. Естественно, соблюдал все посты, церковные ритуалы. Ежедневные молитвы на коленях, перед иконой с лампадой. Вокруг него, как я понимаю сейчас, было мощное защитное поле от всего, что снаружи. А снаружи был не атеизм, а активное безбожие и в его семье, и во всей стране. Меня пытался обращать в свою «веру» беседами, участием в молитвах. Но в то время, к сожалению (или к счастью?), от меня это всё «отскакивало». Природа в детях отдыхает, а продолжаем мы линию дедушек (бабушек). Моя линия устремления к Истине, конечно, – от деда, и началась она «в возрасте Христа», примерно в 33 года. До этого работало «дурное воспитание» социума – активное безбожие, которое и привело меня к тяжелейшей болезни, на грани жизни и смерти (это рассказывается в «истории болезни учителя здоровья»).
Однажды во время рассказа деда о том, что те, кто не в православии и христианстве, будут гореть в аду, в вечном огне, а я, видимо, был уже смышленый ребенок, спросил: «А как же с неграми в Африке? Они же не знают про Христа. Они же не виноваты! И за что им гореть в вечном огне?!». Не помню, что он мне ответил. Но помню ощущение, что ответ его только внес ещё большие сомнения в таком вот «несправедливом боге».
Когда мне исполнилось 10 лет, он сумел всё-таки повлиять на мою мать (которая так и умерла атеисткой), чтобы меня крестили в церкви. На моё имя гражданское – Рудольф – святого не нашлось, и священник назвал меня Рафаилом. Имя Рафаил жило во мне, как у дерева – запасная, «спящая» почка, которая бездействует много лет, а в какой-то жизненный период прорастает веткой…
<2>
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Гром грянул для меня тяжелейшей болезнью. В тридцать с небольшим лет умирать совсем не хотелось. Бросать и уходить с творческой и интереснейшей для меня работы было не просто нежелательно, но просто немыслимо и неприемлемо. Безвыходная ситуация… Гантели, пробежки, бассейн и т.д. – физические упражнения дали только временный эффект. Чего-то не хватало…
Закон: «Когда ученик готов, готов и Учитель. Учитель готов всегда».
Пошла хорошая литература. Это в 70-е годы было огромной проблемой. Сажали в тюрьму нередко за чтение и хранение духовной литературы. «Случайно» пришли книги по Теософии (божественной мудрости) Анны Безант, Ледбитер. Повезло купить в букинистическом книги из полного собрания сочинений Льва Толстого: «В чём моя вера», «Критика догматического богословия», «Годовое чтение на каждый день по календарю» и многое другое. Установились контакты с людьми из Западной Украины, где «совдепии» было несоизмеримо меньше, и через них пошёл поток самиздатской литературы по йоге, карате. Дружеские контакты с жаждущими и ищущими людьми в различных духовных областях и религиозных течениях.
До сих пор помню, когда при чтении книги встречались слова «Бог», «Божественное», что-то у меня внутри напрягалось, возникало отторжение этих идей. Кто-то, сидящий там внутри, протестовал. Но интуиция (Ангел-хранитель?) подсказывала – иди, это твоё, потом разберёшься.
Вокруг меня постепенно организовался круг людей устремлённых: кто-то только начинал, и я объяснял азы, мною усвоенные; кто-то, опередивший меня, делился знаниями и навыками… Постепенно моя «плотина безбожия» стала «давать течь», «разрыхляться» и «пошла трещинами»… В какой-то момент я вдруг обнаружил, что плотины-то и нет, и я в Потоке, а иногда – я и есть Поток. От начала духовных поисков до сего момента прошло, округляя, сорок лет.
<3>
По моим наблюдениям, люди, результативно работающие над собой в духовных практиках (и не только в духовных) делятся на две категории: «человек прорыва» и «человек синтеза». Это можно сравнить с линией фронта: пошла атака, прорвали фронт врага (невежества, незнания), и отряд идет в наступление. Это прекрасно, но опасно. Враг окружит и уничтожит. Кто-то должен постоянно выравнивать линию, согласовывать между собой наступательные отряды. Моя «карма» – синтез, интеграция, согласование противоречий.
Все проходили в институте главнейший закон философии – «Единства и борьбы противоположностей». Кто же не слышал этих слов, но кто бы хоть умом понимал, как это необходимо в жизни... А уж, действительно, реализовать этот закон в своей повседневной жизни – это полезное достижение.
Ребята, если вы православные, то мне сразу интересно, а где левославные? А если вы правильно славите Бога, то можно, я попробую прославить Его неправильно? Может, Ему понравится? Или вы абсолютно точно знаете Его вкусы?
Но если вы абсолютно уверены в своей правоте, то это – гордыня! А это очень опасный грех. Бог, Жизнь вас будут обязательно «опускать».
Двадцать лет назад, открывая свою школу, я где-то читал, что в мире несколько десятков христианских конфессий. Недавно, в одной книге я прочёл, что их уже сотни…(!) Я полон почтения, преклонения и т.д. перед Христом, но у меня настороженное отношение к любой христианской конфессии. Вы бы лучше разобрались там между собой. У вас один «Новый завет», одно Евангелие (Благая Весть), надо же как-то договориться. Папа Римский объездил, наверное, все страны, но в Россию его ни разу не пустили! Так нельзя. Это дискредитация миссии Христа на земле. Вспомните хотя бы «Детей лейтенанта Шмидта». Соберите съезд и решите там свои противоречия. Это на порядки укрепит воздействие христианства на современную жизнь. Вспомните слова Иисуса: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Кто же ближе к христианину, чем другой христианин, славящий того же Иисуса! Я уж не призываю вас полюбить и объединиться с магометанином… Хотя – почему бы и нет?.. В «Коране» Иисус – в числе почитаемых пророков...
А с иудеями как? Может, неплохо бы вспомнить, что Иисус и все его апостолы были евреями? Иисус был, может быть, первым интернационалистом и у колодца попил у самаритянки, видимо, не кошерную воду. К чему же вам быть антисемитами и в тоже время молиться евреям – Иисусу и его апостолам, притом гнать, ненавидеть и презирать его народ (при православных храмах нередко собираются организации «коричневого цвета»)?
В годы моей весёлой и довольно-таки бурной молодости, находясь как-то в блатной компании, я, к слову, попытался напомнить вору с крестом на шее, что Иисус был евреем. Увидев его разъяренно-оскорблённый вид, я быстро перестроился, сказав, что, видно, мне наврал один нехороший человек, и что я ему тогда тоже не поверил, просто хотел уточнить у тебя… Это его успокоило. Ведь, идя «на дело», он всегда молился.
<4>
В прекрасном английском издании «Бхагават Гита» (Песнь Господняя), главном произведении всемирного общества «Сознание Кришны», есть великолепные иллюстрации. Запомнилась, особенно, одна: человек сидит в «лотосе», в центре груди – Кришна; слон идёт – во лбу светится Кришна; собака – Кришна; рыба – Кришна и т.д. Прекрасная иллюстрация единобожия. Когда я задал вопрос «преданному», т.е. служителю религиозному, а как быть с Христом, он важно объяснил мне, что Христос – одно из воплощений Кришны.
Одна из самых многолисленных религий на Земле – это Буддизм. Интересна она тем, что религия есть, а Бога в ней нет. Приходят на Землю существа, достигшие просветления и пробуждения – «состояния Будды». Последний – Гаутама Будда – был двадцать четвертым. Буддисты готовятся к приходу на Землю двадцать пятого Будды – Майтрейи. Но и у них нет единства. Дзен-буддизм в Японии. Чань-буддизм в Китае. Северные, южные направления…
<5>
К чему я это веду? Наступила эра глобализации на Земле. Земля стала «маленькой». Связи между странами и континентами – тесными. Я беру свой мобильник и могу позвонить практически в любую точку земного шара и о чем-то договориться с другим человеком. Это я могу. Это вы можете. А политики почему-то не могут. Предположим, политика – дело «грязное», и от Бога они далеки… Но иерархи церквей, первосвященники религий – неужели они не понимают, что Бог-то один, и надо как-то договариваться между собой и интегрироваться в эпоху глобализации, объединяя усилия для предотвращения экологической катастрофы, войны…
Ребята! Третье тысячелетие «на дворе». Кончайте воевать за сферы влияния! В Библии об этом сказано: «Слепой ведёт слепых, и все падают в яму».
Цитирую (дословно из Библии): Первая заповедь Закона Божия: «Я – Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим». Вторая заповедь Закона Божия: «Не делай себе кумира…».
Обычно в беседах своих я объединяю их в одну: «Я – один Бог твой, да не сотвори себе кумира».
В условиях глобализации человечества, единственный шанс выжить – это создание интеррелигии. Для меня это «ясно, как Божий день». Надо понять, что Иисус, Будда, Магомет, Кришна и т.д. и т.п. – это пророки, посланники, великие посвященные… Единого Бога…
«Господом Твоим!» – (Агни Йога) надо приветствовать иноверца.
Я начинал с христианства и этому постижению посвятил около десяти лет.
Провозглашают – Христос сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь». Чует моё сердце, ну не мог он так сказать! Что-то здесь неладно. Долго мучился этим, пока не пришёл ответ: было сказано – «Наше Я есть Путь, Истина и Жизнь!». Всё сразу стало на место. Потеряли «попы» нечаянно (или сознательно, чтобы не иметь конкуренции) одно слово – «наше» – и смысл перевернулся с точностью до наоборот.
Ведь и Будда сказал: «Я есть Путь и Факел, этот Путь освещающий». Христос также подтверждал, что: «Царство Божие – внутри нас».
Цитирую по памяти кого-то, постигшего это главное Знание: «И хоть тысячу раз родится Христос в Вифлееме, но это ничего не даст тебе, пока он не родится в сердце твоём». Ну, ведь просто совсем всё это! Множество раз я беседовал с детьми об этом. Схватывают и понимают сразу.
Человечество – единый орган в живом теле планеты Земля. В третьем тысячелетии (между прочим, от рождения Христа!), в эпоху глобализации человечества, жизненно необходимо прекратить раздоры, научиться договариваться и уважать друг друга…
<6>
Где-то услышал такую мысль: «Человек – это зверь, который может стать Богом». В результате полувековой педагогической работы я продолжил эту мысль: «Но если Богом не становится, то становится скотиной». Корову грех называть скотиной (в Индии, например, это – священное животное), скотиной может стать только человек – тупым, ленивым, бесчувственным и т.д.
Всплывает воспоминание из детства… 1948 год. Недавно закончилась война. Урок в третьем классе (выпускном тогда – в начальной школе). Я – отличник – старательный, дисциплинированный, аккуратный, внимающий старшим и уж тем более учительнице. А звали её, на самом деле, Марией Ивановной (даже фамилию помню – Музыченко – всё вместе для меня было как мелодия). Почему-то отвлеклась она от программы и говорила с нами «за жизнь». Как трудно пока и как хорошо будет через много лет. Ну, например, в 2000-м году! «Я уж, конечно, не доживу – говорила она, – ведь мне сейчас столько лет, сколько вам будет тогда». «Тогда, – говорила она – коммунизм, конечно, уже будет построен. И мне радостно за вас. В каком светлом времени вам удастся пожить!». После этого мы всем классом начали считать, сколько осталось лет до двухтысячного года, и какой возраст у нас будет тогда.
Видимо, «Марьиванна» очень искренне хотела пожить в этих светлых временах (что она испытала: первую мировую, гражданскую, вторую мировую войну, и чего только еще там не было!) или я как-то уловил её сердечное настроение, но кроме этого урока больше из начальной школы я ничего не помню.
Это ожидание чего-то светлого в мире, к третьему тысячелетию, было где-то глубоко в подсознании у меня… В принципе, все годы я и занимался «коммунистическим воспитанием», хотя, конечно, правильнее будет назвать его гуманистическим.
<7>
Вспомним книгу книг – Библию.
Адам и Ева жили в райском саду, и Бог напрямую беседовал с ними, примерно так – всё вам позволительно здесь, только не вкушайте плоды с Древа Познания Добра и Зла… Так же и мы с вами жили бы в Раю до сих пор, если бы наши прародители не нарушили этот запрет… Всё в Раю было хорошо, но не было движения, развития, всё остановилось в мгновенье-бесконечности Единицы – совершенного Бога.
И захотелось для чего-то Богу «поиграть» внутри самого себя. Сотворил Он Сон, Майю, Иллюзию множественности. Из единого Адама сотворил Еву – мужское и женское начала (Ян и Инь), «плюс и минус» и внес в Жизнь закон «Единства и борьбы противоположностей» = Любовь – как устремление к Единству и Страх (Ненависть) – как стремление к Разобщению, Множественности. И получилась Троица: Ян-Инь и между ними единство или борьба (зависит от уровня духовного развития человека).
Но вспомним, что в этом совершенном мире Рая, оказывается, жил и прекрасно себя чувствовал Змей-Искуситель, прародитель всех дальнейших «нечистых сил» и Ада. Именно он, Змей, соблазнил Еву, а она – Адама – вкусить плоды познания Добра и Зла. Кстати, Ева скушала яблоко, переварила и прекрасно себя чувствует в материальном мире (если не лишается женственности); а Адам «подавился» этим яблоком («кадык» у мужчины называется «Адамово яблоко») и с тех пор «бесится» – творит, выдумывает, пробует – двигает «прогресс».
Именно Змей «запустил» развитие, эволюцию-деградацию, включил Ум, от которого всё горе...
Если нет материального, то есть только Свет.
Когда Дух сгущается и становится Материей, то появляется Тень – разделение на Свет и Тьму. Возникает борьба Света и сил Тьмы... Так появляется Майя – Иллюзия борьбы Бога – излучателя Света – и Сатаны, который правит «бал» в материальном мире – управителя сил Тьмы.
Уберите, растворите материю и Тень исчезнет…
Приходит как-то Тьма жаловаться Богу на Солнце: «Оно меня прогоняет, изгоняет, убивает». Бог удивился, рассердился и приказал: «Позвать сюда Солнце!». Явилось Солнце, Бог и говорит: «Как тебе не стыдно обижать Тьму?». Солнце не понимает, о чем речь: «Какую Тьму? Никогда этого не видело и не слышало!». Бог смотрит, а Тьмы и правда нет...
<8>
До появления Христа был закон Справедливости – «Око – за око, зуб – за зуб». Пришёл Христос и сказал: «Не судите!», и молился: «Господи, прости их, они не ведают, что творят!».
Древнее знание говорило: «Нет греха, а есть Авидья (т.е. ложное знание).
Лев Толстой, великий христианин России, принёс в мир теорию: «Непротивления злу насилием». Естественно, что попы его за это отлучили от Церкви. Но непротивление Злу насилием совсем не является непротивлением Злу. Последователь Толстого – Махатма Ганди – в Индии сумел поднять свой народ и освободить свою родину от английского колониализма без единого выстрела (!)
<9>
За две тысячи лет написано огромное количество книг на тему Христа и христианства (как всегда – «хороших и разных»).
Я в свой период «болезни христианством» читал «канонические» евангелия (т.е. утверждённые на «поповском съезде»), апокрифы (отвергнутые съездом главных «попов»), массу других книг, развивающих эту тему и «возмущался» (!): «Неужели Иисус не мог сам записать, в чём его учение и зачем он приходил на Землю?! Или он был неграмотный и не умел писать, или такой недальновидный, что не мог предвидеть, что последователи всё извратят и переврут: вместо терпимости организуют крестовые походы и костры инквизиции, а их продолжатели начнут бесконечные распри и борьбу за «сферы влияния»».
Если долго вопрошать, то ответ всегда приходит… Оказывается, – всё было так просто, что и писать было нечего.
В начале перестройки «гастролировал», по городам Советского Союза, Виссарион. Приехал в Куйбышев, и я пришёл в клуб – послушать пророка. Он долго и хорошо говорил «проповедь». Я слушал с удовольствием, но рассеянно, поскольку темы все мне были хорошо известны…, и вдруг услышал фразу: «На холод нужно отвечать теплом». Всё. Приехали. Сдавайте, христиане, все книжки на макулатуру и живите по этому принципу. Никакой литературы вам больше никогда не понадобится.
Я мысленно, низко поклонился Виссариону и пошёл домой. А кем он был в предыдущих воплощениях – Иисусом или Сидором Поликарповичем – меня не волновало. Это его проблемы. Глас Бога, через него, дошёл до меня.
Вам записать этот Закон – «На холод нужно отвечать теплом» – или так запомните? Я думаю, что примерно так сказал Иисус своим ученикам. Всё остальное, как выразился мой знакомый поэт – «не добавляло, а разбавляло» сказанное Иисусом; а последователи «разбавили так», что этот Закон Иисуса начисто растворился в океане словесной болтовни и высокопарного трёпа…
Жизнь устроена очень просто для понимания её основ и главных законов. Не надо только путать понятия легко и просто. Основополагающие законы Жизни действительно просты для понимания, но если с детства вместо воЗпитания идет ниЗпитание, тогда понимание и, тем более, неуклонное соблюдение этих законов в своей жизни становится не только очень трудным, но зачастую и невозможным…
Когда Христос молил Бога: «Господи, прости их, ведь они не ведают, что творят» – он был не добреньким, а мудрым…
<10>
Чтобы прожить полноценную жизнь, человек должен пройти через три рождения.
Первое рождение – физическое. Все, кто выжил при родах – родились.
Второе рождение – психическое – стать взрослым.
Третье рождение – духовное.
Подробно, «взрослость» и «духовность» планирую разбирать в цикле «воЗпитание детей» и «самовоЗпитание» (если буду жив). Сейчас, не забывайте, что вы читаете «Краткий курс».
Взросление человека начинается в 12 и заканчивается в 16 лет. В 21 год наступает «совершеннолетие». Существует мнение, что если в 16 лет подросток не стал взрослым, то он не станет им никогда.
В жизни человека есть определенные периоды для раскрытия качеств личности (вспомните синдром «Маугли»).
Что же такое «взрослость»? Если кратко – это ответственность за все, что происходит внутри тебя и вокруг тебя…
По Виссариону – на холод нужно отвечать теплом, как внутри, так и снаружи. Конечно, в жизни бывают исключения, когда не только можно, но даже необходимо нарушить Закон, но на это взрослый человек должен получить разрешение от своей Совести (Со-весть, т.е. весть от Бога, из Целого).
Незнание Закона не освобождает от ответственности.
Весь абсурд современной жизни происходит от того, что взрослость не определяется половым созреванием, получением паспорта или аттестатом зрелости. «Пацаны» и «пацанки» становятся папами и мамами, соседями, бизнесменами, директорами, министрами, президентами и генсеками, нобелевскими лауреатами, генералами и полководцами. Может быть, на мой взгляд, ещё хуже, когда они («пацаны» и «пацанки») становятся врачами, педагогами и священниками – это наносит особенный вред человечеству. Главный же вред от невзрослых взрослых (назовём их «недорослями) заключается в том, что они вместо того, чтобы выполнять свою жизненную функцию в социуме, заняты тем, чтобы доказать всем и себе, что они взрослые, ответственные и вообще – «сами с усами» – примерно, 90 процентов жизненной энергии у них уходит на поддержание сознания собственной важности !!!
Из даосизма: «Большой человек сотрудничает со всеми, маленький – ищет единомышленников». Для нашего изложения предлагаю перевести: «большой» как «взрослый», а «маленький» - как «недоросль».
Есть две формы взаимодействия в социуме: сотрудничество и соперничество.
Взрослый, чтобы сделать «дело», ищет сотрудников. «Недоросль», делая дело, доказывает свою значимость.
Бесполезны революции, перестройки, реорганизации общества, если их осуществляют «пацаны», так как они все делают по своим «пацанским понятиям» и мотивациям.
Ложь в руках истинного человека становится Истиной, а Истина в руках лживого человека становится Ложью.
Мне трудно остановиться в изложении данной темы, но сделать это необходимо, помня, что это – «Краткий курс».
В Библии сказано: «Имеющий уши – да услышит» или из даосизма: «Если надо сказать одно слово, а ты говоришь два, то значит или ты дурак, или считаешь за дурака того, с кем говоришь».
<11>
Третье рождение человека – духовное. Как программы «взрослости», так и программы раскрытия в Духе, заложены в нас изначально и они взаимосвязаны. Не надо их навязывать и стимулировать, необходимо создать условия для их произрастания.
Любой «карапуз» вначале хочет и говорит: «Я сам, я сам», т.е. работает программа стать взрослым, самостоятельным, самодостаточным. Почему это не реализуется – это длинный разговор в другом цикле (если буду жив).
А что такое духовное рождение? Дух – это Бог, а Бог – это Творец, Демиург, Создатель Вселенной.
Экзюпери написал знаменитую фразу: «В каждом ребёнке живёт Моцарт».
После полувека моей педагогической работы, я подписываюсь под этим заявлением Экзюпери.
В моей жизни мне встретился только один человек, которого я могу назвать своим Учителем (по первой профессии – музыкальной педагогике). Однажды он мне прислал открытку по почте с единственной мыслью (примерно): «Я вчера понял, что когда дети балуются – они учатся Творчеству!». Имя его Огороднов Дмитрий Ерофеевич.
Как программа «взрослости», так и программа «творчества» заложены в ребенке от рождения. Они – дополняющие и как бы «взаимоисключающие» («единство и борьба противоположностей») – как горизонталь и вертикаль.
Социум требует взрослости – горизонталь.
Бог-Творец требует творчества – вертикаль.
Взрослый – это порядок, ответственность, дисциплина, его девизы: «Свобода – осознанная необходимость», «Свобода – отсутствие выбора».
Творец – девизы: «Анархия – мать порядка», «Хаос – высший порядок». Ответственность – только перед своей Душой, дисциплина – выполнение своего предназначения в этой жизни.
Человек (с большой буквы) – это штучное «изделие». Самое страшное для Человека – это «общеобразовательная» школа.
Мудрые китайцы говорят: «Воспитание – это подрезание ног журавлям и вытягивание – уткам» (советую на эту тему перечитать «Сказку о гадком утенке», Андерсена).
«Нормальная» семья, детский сад, школа делают всё для того, чтобы в детях творчество не прорастало.
Печально – для меня – знаменитый педагогический принцип – «ЗУН»: знание сделать умением, а умение довести до навыка, автоматизма: знания навязываются снаружи и всем одинаковые, по утверждённой программе; выполняются обязательные упражнения, задачи, дабы ученик правильно и безошибочно научился знанием воспользоваться; и это умение доводится до автоматизма – навыка. Всё. Приехали. Во всяком случае, в этом направлении Творчество убито.
Если некоторые и пробиваются к Творчеству в тех дисциплинах, которым они обучались в школе, институте, то это у меня называется: «не потому что, а, несмотря на» то, что их этому учили (или «заряд творчества» у ученика был очень сильный, или преподаватель слабый – не смог уничтожить).
По утрам я занимаюсь на школьном стадионе, который находится рядом с моим домом, и всегда стараюсь вовремя «смотаться» домой, чтобы не видеть, как двери школы «заглатывают» толпы детей, озабоченно бегущих или уныло-обреченно бредущих. Сначала этот «глотающий дракон» был серого цвета, недавно его выкрасили в неприлично жёлто-коричневый. Мама и «любимый город может спать спокойно» – это заведение «переварит» всех Моцартов и «отрыгнёт» унылыми или агрессивными посредственностями.
Кстати, вспомним, что Моцарта в школу не отправляли, так же, как и Пушкина: Царскосельский лицей – заведение было только для юношей, да и был он Царскосельским, а не всеобучем.