Дыхание жизни

Метод Бутейко

   Последователям знаменитого мучителя собак – академика Павлова, биологам физиологам, я бы посоветовал (попросил) провести несоизмеримо менее издевательский по сравнению с тем, что они обычно делают, эксперимент, и от него действительно была бы польза человечеству: после того, как новорожденные щенята пососали у мамы, заворачивать их в чистые тряпочки и класть на спину до следующей еды; и так – несколько недель, пока они не встанут на лапы. Интересно было бы понаблюдать за поведением щенят в пелёнках, лежащих неподвижно на спине и реакцией их мамы-суки. Не сомневаюсь, что сука показала бы экспериментаторам свой характер... (причём, независимо от своей породы и обычного темперамента).

   Я повторяю ещё раз: все биологические законы животного мира обязательны и для человека, а главный закон прост: родился – сразу начинай двигаться, ползать. Естественно, в первый день не получится, но нельзя лишать такой возможности ребёнка. Он должен лежать на животе и делать движения руками и ногами, пытаясь ползти – эта программа в нём заложена. Задача родителей – создать условия для её реализации, а не лишать возможности. Конечно, такая работа требует от родителей несоизмеримо большего участия, чем – «сделал свёрток и пошёл»... Кстати, во время ползания, ребёнок сразу будет пытаться поднимать голову, пытаясь посмотреть, что впереди, т.е. будет развивать позвоночник и зрение.

   Поза лежания на спине – это «унижение и поражение» для животного. Противопоказана она и человеческой натуре...

   Только такое начало жизни достойно Человека. Идёт сразу мощное развитие его физического интеллекта, гармонично связанного с дыханием. Первый год жизни – он самый главный – родился Человек! Не будущий человек, а уже человек. Не игрушка для мамы и бабушки, не забава, не озабоченность, не пациент для педиатров... У родителей всего пять лет и всё – воспитание будет закончено.

   Подробнее на эту тему читайте в цикле «Воспитание детей» (е.б.ж.).

   Известный авторитет, японец Масаро Ибука считает: «После трёх уже поздно» – так называется его книга. Институт Глена Домана работает в Америке более пятидесяти лет... Он считает, что раннего развития не бывает, бывает только позднее. К четырём, пяти годам дети выполняют акробатические программы на уровне мастеров. Также рекомендую книгу Глена Домана «Как сделать ребёнка физически совершенным».

   Много десятилетий назад разработана методика «Бэби-йоги» – эта работа для родителей детей грудного возраста.

   Без физического развития, дети к 4-5 годам не могут полностью ни согнуться, ни прогнуться, хотя рождаются абсолютно гибкими... Ну и конечно, плавание с первых дней жизни – это абсолютно идеальное совмещение физических движений с дыханием и удовольствие – быть в невесомости.

   Родителям надо бы знать, что как и все животные, ребёнок от рождения умеет плавать. Конечно, родителям необходимо освоить методику не обучения его, а страховки. Специалистов, работающих по этой методике, я думаю, достаточно во всех крупных городах. Если в первые три месяца ребёнок лишён возможности плавать, то его врождённые способности начинают угасать, и в дальнейшем его надо будет уже обучать плаванию.

   Лет 25 назад я беседовал с мамой троих детей, которых она рожала в воду. Роды третьего ребёнка совпали с серединой лета, т.е. тёплой водой на море, и она выехала на Чёрное море, где и родила в водах оного – своего третьего; это происходило в группе автора этого метода Игоря Чарковского. Но самое интересное, что меня поразило, сразу после родов, все дни своего пребывания на море, она делала далёкие заплывы вместе с ребёнком: вдали от берега кормила его грудью, он плавал и даже... спал в воде.

Спрашиваю: «Как же он спал? Тебе приходилось его держать? Это же трудно и неудобно...».

 – А я его не держала, он спал отдельно и самостоятельно (!)...

 – Как же, на спине что ли лежал?

 – Да нет, спал на животе: лицо, руки и ноги расслаблены в воде, а спинка – на поверхности.

 – Ну, а дышал-то как?

 – Примерно раз в минуту, не просыпаясь и не открывая глаз, он поворачивал голову в сторону, делал вдох и опять опускал её в воду, продолжая спать (!)...

   Вот это дыхание по Бутейко! Вот это показатель естественности и истинной научности его направления (хотя о Бутейко мама, я думаю, и не слыхала).

* * *

   Получив с детства дурное воспитание, родители, естественно, передают его по наследству своим детям. В «цивилизации», в которой мы живём, действует закон: «Это делается так, потому что делается так всегда».

   Ребёнка, закованного в «железную рубашку» пелёнок, родители скорее пытаются научить сидеть, затем стоять и ходить. Это внутреннее желание родителей передаётся во внешнее намерение и поступает в подсознание ребёнка. Часто родители сами не осознают своих действий на «тонком уровне», но ребёнок чутко улавливает их желание, тем более что каждая его «подвижка» в этом направлении подкрепляется похвалой и комплиментами старших. В результате ребёнок, с неокрепшим ещё позвоночником, начинает сидеть, чем вызывает сколиозные изменения в нём, а затем, с неокрепшими костями ног – вставать и пытаться ходить, поощрённый восторженными родителями.

   Есть закон: «Прыгать через ступеньку по лестнице эволюции можно только в своём воображении».

   Пропуск или недостаточная отработка периода ползания, которая должна начаться с первых дней после рождения и продолжаться столько, сколько нужно ему – ребёнку, наносит невосполнимый ущерб на всю жизнь.

* * *

   В начале своей педагогической карьеры, имея летом длительный педагогический отпуск и проживая рядом с Волгой, я большую часть лета проводил на пляже. Приходил очень рано, несколько часов занимался йогой. Одной из главных целей занятий было выпрямление позвоночника, устранение сколиозных изменений, полученных, как я тогда считал, в школе за десять лет «отсидки». Часам к 11-12, когда солнце вместо пользы начинало приносить вред, теряя ласковость и становясь жёстким и обжигающим, на пляже собирались мамы с детьми («отрыжка» дурного воспитания – привычка подольше поспать, вместо того, чтобы встать хотя бы с восходом Солнца). Я, естественно, «уползал» в тень деревьев и вокруг меня, как правило, собиралась компания единомышленников, и ещё часа два-три продолжалась пляжная тусовка, на которой я делал свои первые шаги в беседах-проповедях... Наблюдая из тени, как из зрительного зала, на ярко освещённую солнцем сцену пляжа, разглядывая детей и их родителей, я получал массу «информации для размышления», так необходимой для моей профессии, причём из жизни, а не из книг.

   Такое времяпрепровождение, каждым летом, продолжалось около 30 лет – это была отличная академия изучения семейной жизни и главным образом взаимоотношений матерей со своими детьми: сколько их прошло за три десятилетия – «начинающих мам» и их младенцев...

   Одним из главных открытий, поразивших меня, было наблюдение за «потоком» детей практически поголовно к полутора, двум, трём годам с серьёзными сколиозными изменениями позвоночника. Я был в то время в растерянности и беспомощности, пытаясь найти и объяснить причину этого явления...

* * *

   И лежание на спине в «смирительных рубашках» пелёнок, и пребывание на руках у матери, и сидение в кроватке, и стояние, уцепившись за загородку – всё это гиподинамия, т.е. недостаток движения, что вызывает естественное физиологическое недовольство жизнью, а отрицательные эмоции и естественные капризы – углубляют дыхание. Кроме всех соматических (телесных) болезней, которые являются результатом глубокого дыхания, происходит также «...отравление нервной системы, снижает разум человека – в первую очередь (последствия), поражает нервную систему и кору головного мозга» (стр. 17).

* * *

   Есть ещё важный момент, который заметили педагоги-психологи – десинхронизация полушарий головного мозга. Левое полушарие считается логическим, а правое – интуитивным. Именно во время ползания наиболее мощно, целостно и комплексно работают левая и правая стороны всего тела. И если период ползания не отработан, скомкан (да и где ползать-то – в кроватке? в коляске? в загончике?), то эта десинхронизация полушарий головного мозга сопутствует человеку всю его жизнь. Тем более, всё обучение (школа-институт) рассчитаны на левое полушарие (логика), а оно руководит правой рукой (и стороной), которой пишут-пишут... (да и делают всё остальное). Понимая это, становятся понятны истоки безумия современной цивилизации (читайте «королевство кривых зеркал»; «краткий курс»).

* * *

О лежании на спине (это мельком упоминалось выше) как «позе унижения и поражения»

   Во всём животном мире действует инстинкт сохранения не только себя, но и всего своего рода-племени. Стычки между особями за первенство присутствуют постоянно, но они носят щадящий характер. Часто более сильный «берёт на горло» (рычит): устрашил – «конкурент» понял – конфликт исчерпан. Если и происходит бой, то «до первой крови». Поражённое животное (у волков, собак) опрокидывается на спину и открывает незащищённый живот. Порычав для острастки («Помни, кто я!») – победитель спокойно отходит. Рыцарский закон: «Лежачего не бьют!» (в животном мире). Эти законы в животном мире вырабатывались миллионы лет. Только среди «людей» бьют и добивают лежачих (в боевых искусствах – это «подсечка» и добивание).

   Рождаясь на свет, ребёнок приходит с телом, физический разум которого (разум клеток) знает всё – как выжить в этом мире.

   У любой волчицы «хватило бы ума» носом перевернуть на живот лежащего на спине «маугли», чтобы он пополз выполнять свою жизненную программу: двигаться, щупать, нюхать, смотреть – изучать мир. Животная сущность новорожденного не может понять происходящего: или убей меня или дай жить (двигаться, изучать этот мир)... «Крыша» в подсознательных программах съезжает: «Вокруг все ходят, живут, а я почему-то не в состоянии даже шевельнуться, лежу на спине – «униженный и оскорблённый» – что вам ещё надо?». А «любящие» взрослые вокруг танцуют и поют с ним и над ним или оставляют в этом положении и уходят... И так на протяжении примерно целого года, а первый год – он равен всей жизни ребёнка. Не понятно? Второй год равен половине жизни, третий – трети жизни, пятидесятый – одной пятидесятой жизни... Весь год (т.е. всю жизнь) идёт издевательство над сущностью, психикой ребёнка. Он ведь не может догадаться, что это всё-таки когда-либо прекратится. Для того чтобы ждать, нужно иметь надежду... И «на хрена» мне такая жизнь? – «думает» ребёнок. В его животном подсознании растёт бессильная обида и агрессия против всего этого мира, этого стада, которое издевается над ним...

* * *

   В памяти человека «подсознательные программы» о беременности, родах, первых годах жизни не забываются, не стираются, а продолжают работать на протяжении всей жизни. То, что мы осознаём, это, как говорят, «надводная часть» огромного айсберга», а то, что под водой (в подсознании) – оно и определяет течение, содержание и поступки всей нашей жизни, а также столетия и тысячелетия безумного племени «гомо сапиенс» (!), неизменный девиз которого: «МИР ЕСТЬ ВОЙНА».